Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ФЛОТ
≈ Военный Ф. В приложенных двух таблицах указаны данные для сравнения военных Ф. главнейших морских держав. Первая таблица (из "Revue Maritime", 1902) дает сведения о том, во сколько обходятся единица личного состава и единица водоизмещения каждому государству. Общая стоимость содержания Ф. выведена в таблице посредством вычитания из общего бюджета расходов на постройку новых судов, портовые работы, пенсии и т. п. издержек, не относящихся собственно к судам Ф. Отношение этих издержек к общей сумме бюджета, представляющее, в сущности, боевую утилизацию бюджета Ф., является наименьшим во Франции (0,76) и наибольшим в Соединенных Штатах (0,94). В России оно ≈ около 0,80. Расходы на 1 т водоизмещения исчислены только для больших судов; мелкие минные суда не вошли в общее водоизмещение. Наибольшая сумма содержания 1 т водоизмещения судов ≈ в Сев.-Амер. Соединенных Штатах (432 фр.); наименьшая ≈ в Японии (195 фр.); в России ≈ около 302 фр. Из числа судов, взятых в расчет водоизмещения, суда небоевые составляют от 0,20 (Япония) до 3,06 (Австро-Венгрия) числа боевых судов. В России невооруженные суда составляют 25 % всего количества вооруженных судов Ф. Вторая таблица (из "Naval Annual of Т. A. Brassey", 1902) показывает количество готовых и строящихся судов различных государств к 1902 г. По отношению к типам судов современное судостроение главных морских держав идет почти одинаковым путем. Разница является лишь в характере образований судна, внутреннего расположения и отделки ≈ так, напр., довольно резко отличаются по наружному виду суда французские и английские. Что касается до величины, скорости, бронирования и артиллерии, то тут разница не особенно большая. Эскадренные броненосцы (или 1 класса) строятся теперь с водоизмещением свыше 10000 тон., почти до 18000 тонн, каковое водоизмещение можно считать предельным, ибо большее уже ведет к чрезмерной ширине или углублению, неудобных для существующих портов. Вооружение этих броненосцев состоит из 2≈4 орудий 12" калибра и батареи из 6" или 8" орудий, расположенных в башнях (Германия, Франция) или же в защищенных броней бортовых выступах. Броня ≈ везде двойная ≈ бортовая около 9" толщиной и палубная за нею около 3". Плиты броневые закалены по способу Гарвея или Круппа. Скорость хода таких броненосцев достигает 19 узлов. Запас угля ≈ около 2000 тонн. Машины ≈ 2. Котлы везде водотрубные. Крейсера I ранга (класса) строятся также большого водоизмещения (10000≈14000 тонн). Вооружение калибром не выше 8"; броня слабее, чем у броненосцев, но скорость хода до 22≈23 узлов. Крейсера с броневой палубой строятся от 3000 до 8000 тонн; артиллерия калибром не свыше 6"; скорость хода ≈ до 25 узлов. В постройке минных судов замечается стремление увеличить водоизмещение миноносцев и контрминоносцев до 400 тонн, дабы улучшить их мореходные качества; скорость хода их достигает 32 узлов (особенно при тюроинном двигателе Парсонса). Ввиду гибели английского миноносца "Cobra", разломавшегося от волнения, в минных судах замечается стремление усилить их корпус. Подводные лодки в последнее время уже приобрели право гражданства между другими боевыми судами. Постройка их ведется во всех государствах под строгой тайной, так что сведения о них имеются очень скудные. Наибольшим распространением они пользуются во Франции, где до сего времени построено для военного Ф. 37 шт. В Сев.-Амер. Соединенных Штатах построено ≈ 8 шт., в Великобритании ≈ строятся 9 шт. Водоизмещением они не более 250 тонн, большей частью от 160 до 180 тонн. Лодки эти все типа погружающихся в воду на 4≈5 часов. Главный недостаток их ≈ невозможность видеть окружающее в воде. Скорость хода их в воде ≈ не более 8≈9 узлов, на поверхности воды ≈ до 12 узлов. Двигатель двойной; паровой или бензиновый (или спиртовый) над водой и электрический ≈ под водой. См. Двигатели, также Т. А. Brassey, " N aval Annual", "Revue Maritime" и др. иностранные морские журналы. Коммерческий Ф. Численность коммерческих судов и их вместимость в 1900 г. показана в приложенных таблицах: III ≈ парусные суда от 50 и выше тонн вместимости и IV ≈ пароходы в 100 тонн и выше. III. Парусные суда в 50 и более тонн (Bureau Veritas, 1900). Государства Число судов Общая вместимость (тонн) Великобритания 7326 2513307 Сев.-Ам. Соедин. Штаты 3671 1360978 Норвегия 2123 898761 Германия 955 551025 Италия 1527 500408 Россия 2533 478930 Франция 1396 341037 Швеция 1484 274681 Турция 1409 245709 Греция 927 183877 Дания 736 127205 Голландия 676 120975 Япония 1053 117364 Испания 693 110968 Бразилия 358 79807 Португалия 246 60813 Чили 112 50767 Аргентина 155 39798 Австро-Венгрия 136 32505 Перу 57 24295 Уругвай 58 15848 Никарагуа 18 9633 Мексика 50 8445 Куба 50 6281 Румыния 27 4705 Гватемала 14 4513 Аравия 5 4281 Сиам 13 4155 Черногория 17 3772 Венесуэла 18 2836 Бельгия 10 2629 Гаити 14 2471 Гаваи 10 2166 Колумбия 8 1770 Китай 13 1737 Доминика 9 1579 Боливия 2 1527 Либерия 3 916 Тунис 5 742 Персия 1 608 Коста-Рика 2 541 Сан-Сальвадор 3 514 Египет 1 511 Гондурас 2 199 Болгария 110 Другие государства 54 9403 Итого 27982 8205089 IV. Пароходы в 100 и более тонн. (Bureau Veritas, 1900). Государства Число пароходов, тонн Валовая вместимость, тонн Чистая вместимость, тонн Великобритания 5649 11859581 7395784 Германия 1031 2169029 1353940 С.-А. Соед. Штаты 674 1183851 808392 Франция 545 1060238 563989 Норвегия 719 769242 479304 Испания 495 658257 429393 Италия 304 556494 358761 Россия 484 489927 301911 Япония 338 477311 296639 Голландия 257 455776 306363 Дания 335 413134 253097 Швеция 544 395102 277047 Австро-Венгрия 193 389157 240468 Греция 122 183524 114484 Бельгия 82 168151 115578 Бразилия 214 139071 91951 Турция 82 82277 50670 Аргентина 76 61216 39364 Китай 38 58245 36186 Чили 39 57618 35894 Португалия 28 53057 34108 Куба 30 24245 16091 Румыния 15 23731 14139 Уругвай 21 11517 6903 Мексика 16 6545 3897 Перу 5 6377 4253 Венесуэла 7 3865 2261 Египет 4 2831 1879 Занзибар 2 2478 1616 Гаити 5 2122 893 Болгария 2 1977 1297 Корея 3 1595 1168 Коста-Рика 3 1355 783 Сиам 4 1260 697 Колумбия 1 881 457 Персия 1 838 579 Никарагуа 1 532 318 Борнео 1 363 235 Каракас 1 300 189 Сербия 1 264 112 Друг. государства 18 15286 8963 Итого 12289 21787600 13465341 По валовой вместимости пароходов Россия занимает 8-е место среди других держав, по вместимости парусных судов ≈ 6-е. К 1901 г. общий тоннаж нашего торгового Ф. достигает 633800 тонн (чистой вместимости). Из этого числа около 58 % приходится на паровые суда и около 42 % на парусные. Из всего тоннажа вместимость парусных судов составляет: На Белом море 75 % " от общего количества судов на этих морях Балтийском 65 " Черном и Азов. 19 " Каспийском 48 " Распределение судов по морям: Паровые Парусные Всего Число вместим. тонн. Белое море 42 416 458 32500 Балтийское 126 715 841 140500 Черн. и Азовск. 316 635 951 230600 Каспийское 261 527 788 231200 Всего 745 2293 3038 633800 Большая часть пароходов построены из железа и стали; большая часть парусных судов ≈ деревянные. 73 % судов по количеству и 82 % по тоннажу построено за границей. Постройка заводами чисто русскими далеко еще не достигла той экономичности и скорости, как это практикуется за границей. Главная причина этому ≈ дороговизна материала для постройки (железа и стали). Машины и котлы тоже в большинстве случаев (75 % машин и 77 % котлов) построены за границей. Общее число судов с вместимостью свыше 10000 тонн равняется 42, причем 7 наибольших судов имеют следующую вместимость: Тонны Oceanic 17274 Deutschland 16502 Kaiser Wilhelm der Grosse 14349 Saxonia 13963 Minneapolis 13401 Minnetova 13401 Pretoria 13190 В наиболее благоприятном положении относительно русских заводов стоит Каспийское море, в котором суда русской постройки составляют 43 % по тоннажу и около 50 % по количеству машин и котлов. См. "Русский торговый Ф." (изд. министерства финансов, 1901); "Русское судоходство", ежемесячный журнал (СПб.). Отчеты о классификации судов Ллойда, Bureau Veritas и др., а также "Die Schiffbauindustrie" (Берлин, 1902), Tiard Schwarz und Dr. Ernst von Halle. Р. Л≈н. Речной флот. По последней переписи речных судов России оказались следующие результаты: в Европейской России паровых судов около 2500, непаровых ≈ 20600. У первых сила машины в совокупности дает около 460000 HP; подъемная способность ок. 701000 пд.; у последних подъемная способность достигает 527000000 пд. По типу своему паровой Ф. состоит из пароходов колесных (с боковыми колесами или одним задним), винтовых (иногда с турбинным винтом) и туерных. Постройка пароходов в последнее время, после издания закона о пошлинах на заграничные суда, заметно усиливается на русских заводах; до этого закона выгоднее было приобретать суда на заграничных верфях, из которых по отношению к речному Ф. России наибольшее значение имеет фирма Дж. Кокерилль в Бельгии, строившая главным образом пароходы для Волги и Дона. Непаровые суда на 99 % строятся из дерева ввиду его дешевизны. Суда эти под различными названиями (барки, баржи, мариинки, полулодки и т. п.) обыкновенно совершают в навигацию 1≈2 рейса и затем распиливаются на дрова. Это в особенности можно сказать о судах, проходящих с Волги в Неву, через Maриинскую или другие системы шлюзов. Ввиду простоты обращения, дешевизны и отсутствия платы за стоянки у берега деревянные непаровые суда еще не скоро выйдут из употребления в России; за границей уже давно возник на реках особый тип судов речных, непаровых, но построенных из стали. Кроме судов, на реках сплавляется масса плотов, иногда даже с грузами; напр. в 1896 г. по р. Волге грузились 59336 судов и 118212 плотов, по Неве с озерами ≈ 14100 судов и 57887 плотов. Общая ценность грузов, перевезенных в 1896 г. на судах, ≈ около 262700 тыс. руб.; ценность грузов, перевезенных на плотах (считая и стоимость самых плотов), ≈ 27100 тыс. руб. Ср. Судостроение. См. статистические данные о речном Ф., издаваемые мин. путей сообщения. Р. Л≈н.