ФИЛОСОФИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСО́ФИЯ (от фил ... и греч. sophia - мудрость), рефлексия о последних (предельно общих) принципах (основаниях) бытия и познания, о смысле человеческого существования. Ф. дистанцируется от любых форм наличного (сложившегося) знания, ставя их под вопрос и делая предметом рассмотрения их явные или неявные предпосылки. Эта динамика филос. рефлексии, ориентированной на достижение целостного знания, развёртывается в характерной для неё форме антитетических понятий: "знание и мнение", "бытие и сущее", "бытие и становление", "бытие и сознание", "идея (сущность) и явление", "вечность и время", "дух и материя", "теория и практика" и т.д. В отличие от богословия теистич. религий, опирающегося на авторитет Откровения, Ф. как таковая остаётся в пределах имманентных возможностей человеческого разума. В отличие от отд. науч. дисциплин, Ф. не ограничена в своём исследовании к.-л. спец. предметом и в зависимости от проблематики и подхода может использовать самые разл. методы (эмпирич. и логич. анализ, дедуктивный, трансцендентально-критич., диалектич. методы и др.). Исторически сложившиеся осн. разделы Ф.: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении разл. филос. проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как реализм и номинализм, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), идеализм (спиритуализм) и материализм (натурализм), детерминизм и индетерминизм и др. Важнейшие ист. вехи Ф., её школы и направления: индийская Ф., развивавшаяся в русле религ. умозрения индуизма (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика) и буддизма (мадхьямика, йогагара, саутрантика, вайбхашика); греческая Ф., где филос. мышление в процессе критич. осмысления мифол. картины мира и обыденного сознания впервые стало автономной сферой человеческой деятельности (пифагореизм, сократич. школы, платонизм и неоплатонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикуреизм); средневековая Ф., в качестве естестве…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Большой российский энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСО́ФИЯ ЖИЗНИ, филос. течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей интуитивно постигаемой органич. целостности и творческой динамики бытия. В разл. вариантах этого течения "жизнь" истолковывается как естеств.-органич. начало в противоположность механич.-рассудочному [Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг (Th. Lessing), Л. Фробениус (L. Frobenius) и др.], как космич. сила, создающая новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как ист. процесс, реализующийся в неповторимых индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), к-рая противопоставляется механич. "цивилизации" (О. Шпенглер). Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

Большой российский энциклопедический словарь

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСО́ФИЯ ИСТОРИИ, филос. дисциплина, предметом к-рой является истолкование смысла истории, исследование её закономерностей и структур, а также возможностей и границ ист. познания. Возникла в новое время (термин ввёл Вольтер, как спец. дисциплина разработана И.Г. Гердером) в связи с отходом от христ. провиденциализма (Августин, Ж.Б. Боссюэ) и теологич. понимания истории как осуществления Божественного плана спасения человека. Для Ф.и. 18-19 вв. характерен взгляд на историю как имманентный процесс совершенствования человеческого разума (Ж.А. Н. Кондорсе), раскрытия неповторимой индивидуальности народов в движении к общечеловеческому идеалу "гуманности" (Гердер), саморазвития "мирового духа" (Г.В.Ф. Гегель) или обществ.-экон. отношений (К. Маркс). Выдвинутые Дж. Вико идеи ист. круговорота получили в 20 в. дальнейшее развитие в концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби, П.А. Сорокина.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСО́ФИЯ -и, ж.

• 1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Античная (Ь. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия.

• 2. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки. Ф. математики.

• 3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам. * Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) - о наукообразных и бессодержательных рассуждениях. II прш. философский, -ая, -ое (к 1 знач.).

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ФИЛОСОФИЯ

философии, мн. нет, ж. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия. 2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки (науч.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права. 3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). - Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска. А. Островский. Ведь это философия, мамочка! А. Островский. Разводить философию. 4. В старину - название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).

Толковый словарь Ефремовой

ФИЛОСОФИЯ

1. ж.
1)
а) Научная дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
2) Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки или области знания.
3) Система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.
2. ж. разг.
Отвлеченные рассуждения, излишнее умствование.

Толковый словарь В. И. Даля

ФИЛОСОФИЯ

ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. - камень, у алхимиков : мнимое искусство делать золото.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ФИЛОСОФИЯ

≈ есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные представления. I. Краткий исторический обзор. В течение своего более чем трехтысячелетнего существования Ф. часто указывала науке новые задачи, часто, наоборот, из научного исследования или религиозного творчества черпала указания для себя. В истории Ф. мы тщетно стали бы искать строгой преемственности систем; представление Гегеля о развитии Ф. в ее целом не выдерживает критики и несогласно с фактами. Нельзя, однако, отрицать развития философских проблем в некоторые эпохи истории. Сложные задачи Ф. поступали в сознание человечества лишь постепенно; развитие философского сознания подчинялось общим историческим условиям, так как Ф. есть один из необходимых элементов культуры. В европейской истории мы различаем три периода: античную культуру, средневековье с преобладанием в нем религиозных интересов и, наконец, эпоху свободы разума, ставшего в независимое от религиозного сознания положение. Строгие границы между этими эпохами провести весьма трудно. Нельзя утверждать, что каждая эпоха начинала философскую работу сызнова, но и противоположное утверждение было бы натяжкой. Упадок культуры в эпоху переселения народов настолько очевиден, что только предвзятое мнение может утверждать превосходство средневековья над античным миром. Столь же несправедливо, однако, представление о средних веках как о времени беспросветного мрака, в котором преемственность с древним миром окончательно порвана. Еще труднее установить границу между средневековьем и эпохой освобождения разума, во-первых, потому, что это освобождение шло весьма постепенно и начало его можно усмотреть задолго до падения средневекового миросозерцания, во-вторых потому, что сам процесс освобождения далеко еще не закончен. Древняя Ф. есть Ф. греческая. Из остальных народов древности только Индия создала нечто заслужива…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ФИЛОСОФИЯ

Философия (дополнение к статье)

( философская литература в России ). ≈ За последние 8 лет положение Ф. в России изменилось в качественном и количественном отношениях. Философских произведений оригинальных и переводных появляется весьма много. Есть, однако, причины, препятствующие развитию русской Ф. Сюда относится, во-первых, ряд смертей, отнявших у русской Ф. крупные силы: В. С. Соловьева, кн. С. Н. Трубецкого, Б. Н. Чичерина, А. И. Смирнова, М. А. Олесницкого, А. Ф. Гусева, П. И. Линицкого, А. К. Волкова, Л. Е. Оболенского, М. М. Филиппова. Второе неблагоприятное условие ≈ политическое положение страны: пробуждение политических интересов естественно приковывает внимание к вопросам дня, и философия привлекается к выяснению этих вопросов не в качестве верховного судьи, а в качестве служанки. Ф. стала ancilla politicae, подобно тому, как она в средние века была ancilla theologiae. Два главных направления философской мысли ≈ идеалистическое и материалистическое ≈ вступили в борьбу на страницах сборников: "Проблемы идеализма" (1902) и "Очерки реалистического мировоззрения" (1903). Статьи в обоих сборниках связаны не единством философской системы, а общей этико-политической тенденцией. Материализм, защищавший свои положения за последнее время главным образом в области экономической и исторической, потерял значительную часть своих приверженцев, частью под влиянием распространения индивидуалистических ницшеанских идей, частью под напором идей социализма и анархизма. Идеализм подвергся аналогичному изменению. Мистическая струя, внесенная Вл. С. Соловьевым, нашла благодарную почву и разрослась в целый поток; она выразилась главным образом в интересе, с которым стали заниматься вопросами религии (напр в журналах "Новый Путь" и "Вопросы жизни", в "религиозно-философском обществе"); интерес этот был не столько теоретическим, сколько практическим, и выразился, напр., в христианском анархизме, близком к учению Л. Толстого (см. "Вопросы религии", Мо…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ФИЛОСОФИЯ

Философия XVIII века

≈ другое название для того умственного движения, которое называется "Просвещением XVIII в." (см.).

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ФИЛОСОФИЯ

Философия истории

Определение Ф. истории. Под этим названием разумеют: 1) философское обозрение прошлых судеб всего человечества, а также истории какого-либо народа (Ф. истории Франции), какой-либо эпохи (Ф. истории французской революции) и т. п.; 2) философское исследование общих законов исторического процесса, отвлеченно взятого, 3) философскую теорию исторического знания, а иногда и 4) практические уроки морального либо политического характера, которые могут быть извлечены из истории. Эта неопределенность термина позволяет подводить под общую рубрику Ф. истории очень несходные между собой задачи, возникающие из соприкосновения двух самостоятельных областей знания ≈ истории и Ф. Реже всего и с наименьшим правом под понятие Ф. истории подводятся сочинения, заключающие в себе те или другие поучения на основании исторических фактов. Мало заслуживают этого названия и такие дисциплины, как историка (см.), историческая методология (см.) и т. п., ставящие своей задачей установление принципов исторического знания. Чаще всего термин понимается или исключительно в одном из первых двух значений, или в обоих вместе; в последнем случае обыкновенно не делают различия между задачами философского понимания прошлого, как оно было в действительности, и понимания того, как вообще происходит, какими силами создается и по каким законам совершается исторический процесс, безотносительно к каким бы то ни было данным временам и местам. С тех пор, как возникла социология (см.), исследование законов, управляющих общественными явлениями, а следовательно, и развитием общества или историческим процессом, в нем происходящим, взяла на себя эта наука, и за Ф. истории все более утверждается значение доведенного до известной абстрактности изображения действительного хода истории. Существует еще термин историософия, равносильный термину Ф. истории; он встречается во многих литературах, но не привился на русской почве. Больший ход получил у нас термин историология, но уже в более определенном смысле теории ист…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ФИЛОСОФИЯ

Философия права

≈ см. Энциклопедия права.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ФИЛОСОФИЯ

Философия языка

≈ см. Философская грамматика.

Словарь иностранных слов

ФИЛОСОФИЯ

[гр. philosophla < phileo люб-лю + sophia мудрость] - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. в зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два лагеря - материалистический (см. материализм) и идеалистический (см. идеализм). историческое развитие философии совершалось в непрестанной борьбе материализма против идеализма. подлинно научной философией является диалектический материализм - философская основа марксизма-ленинизма.

Этимологический словарь Фасмера

ФИЛОСОФИЯ

филосо́фия

•др.-русск. философия "ученость" (Хож. игум. Дан., Жит. Стеф. Пермск.), ст.-слав. философиѩ – то же (Супр.). Из греч. φιλοσοφία. Знач. совр. русск. слова обязано влиянию зап.-европ. языков, ср. нем. Philosophie, франц. philosophie.

Орфографический словарь Лопатина

ФИЛОСОФИЯ

филосо́фия, -и

Новейший философский словарь

ФИЛОСОФИЯ

(греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности (см. Культура ). Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение Ф. состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры. Рациональная экспликация в Ф. смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качественно раз…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Новейший философский словарь

ФИЛОСОФИЯ

БЕЛАРУСИ
комплекс философских идей и представлений (включая социальную философию, этику, эстетику, философское осмысление религиозных, атеистических, педагогических, естественно-научных и т.п. взглядов), сложившихся в Беларуси с древнейших времен до настоящего времени. В узком (1) смысле - это история Ф.Б. (основные этапы, течения, персоналии, влияния и заимствования, место в истории философской мысли наднационального уровня (региона, Европы, мира), социокультурная традиция и память, влияющие на состояние и тенденции развития современной Ф.Б.). В более широком (2) смысле - весь комплекс представлений и рефлексивных идей (вне дисциплинарных рамок, существовавших или ретроспективно апплицируемых на реально сложившуюся историю) относительно (или имеющих отношение к) социокультурной исторически сложившейся целостности, обозначаемой понятием "Беларусь" или презентирующими ее в этом качестве как самостоятельную сущность или системную часть внутри целого (Киевская Русь, Великое княжество Литовское - ВКЛ, Российская империя, Беларусская Народная Республика (БНР), БССР, Республика Беларусь - РБ). Реальную, однозначную, устраивающую всех, приемлемую и т.д. границу между первым и вторым провести практически невозможно, любая предлагаемая версия будет компромиссной, вынужденной считаться с аргументами обеих трактовок. В этом отношении более оправданным представляется принятие за исходную первой трактовки (иначе утрачиваются критериальные границы предмета рассмотрения), но вписывание ее в более широкий контекст второй трактовки, задающий общую систему координат. В этом случае становление Ф.Б. выступает как сложный, многоэтапный и многовекторный процесс, задаваемый спецификой развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры (включая ее философскую рефлексию) как уникальной самодостаточной целостности, в контексте эволюции европейского региона в целом. Первое, что необходимо отметить и из чего исходить, - это постоянная прерывность (точнее даже серия "разрывов") в поступательном ра…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Новейший философский словарь

ФИЛОСОФИЯ

ВОЗРОЖДЕНИЯ
особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы философствования, строящейся на принципиально иных, независимых от философской схоластики, традициях. По словам Гегеля, в эту эпоху различие между теологией и философией представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени. Свое название Ф.В., как и эпоха в целом, получает от стремления возродить классическую древность. Но как бы не была велика роль античного философского наследия в формировании идей 14-16 вв., их не следует рассматривать в качестве простого усвоения античности или ее возрождения; это была оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма и т.д., главным образом в сторону перевеса учения Платона над схоластизированным в средние века Аристотелем. Главной предпосылкой формирования Ф.В. была осуществленная возрожденческой мыслью в целом глубочайшая переоценка всех мировоззренческих и нравственных ценностей средневековой культуры, своего рода ценностная реформа, затронувшая такие радикальные вопросы, как вопрос о положении человека в мире, его назначении, достоинстве, принципах нравственности и т.п. Падение авторитета церкви и усиление престижа науки, становление принципиально нового, экспериментального исследования человека и природы - все это было связано с изменением представлений о самом человеке и его месте в мире, формированием стойкого убеждения в необходимости человека нового типа - активного, свободного от каких-либо внешних авторитетов, ответственного, инициативного и т.п. Не случайно, что хронологически первым, необычайно плодотворным по своим результатам и очень важным с точки зрения воздействия на всю последующую историю европейской философии этапом или периодом в эволюции Ф.В. стал т.наз. гуманистический период (середина 14 - середина 15 вв.), резко противопоставивший средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку, и, более того, признавший ценность человека как личности с ее правом на свободу, счастье,…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Новейший философский словарь

ФИЛОСОФИЯ

ИСТОРИИ
концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания. Строя модель исторического процесса, Ф.И. разрабатывает определенную трактовку специфики исторической реальности, смысла и цели истории, основных движущих сил истории и механизмов их действия, соотношения исторической необходимости и человеческой свободы, единства и многообразия истории и т.п. Исторический процесс развития общества всегда являлся предметом размышлений философов; яркие образцы философско-исторической мысли представлены в античной (Полибий), древнекитайской (Сыма Цянь), средневековой (Августин) культурах, однако классические формы Ф.И. были созданы в европейской философии 18 - первой половины 19 вв. Сам термин "Ф.И." был введен Вольтером для обозначения суммативно-обобщен-ного представления об истории. Деятелями позднего Просвещения Тюрго и Кондорсе была создана концепция прогресса как смысла истории. Гердер, утверждая единство принципов исторического развития всего человечества, разработал трактовку всемирной истории как единого процесса. Концепция Гегеля - высшее достижение классической Ф.И. - представляет исторический процесс как обладающий провиденциальной разумностью. История, разворачивающаяся исключительно в духовной сфере, совершается как необходимое движение за спиной индивидуумов: энергия сталкивающихся между собой частных интересов используется историей для достижения своих собственных высших целей; разум истории, скрытый за внешним хаосом и неразумием, открывается лишь философскому взгляду. Подчеркнуто умозрительный характер гегелевской концепции истории, ее оторванность от конкретного исторического материала и реальной практики исторического познания уже в середине 19 в. стали предметом критики. Альтернативной крайностью является марксизм, предпринявший попытку радикального "заземления" истории: согласно социальной концепции марксизма, история образуется практической деятельностью человека, удовлетворя…
Полное определение слова «ФИЛОСОФИЯ»
Новейший философский словарь

ФИЛОСОФИЯ

ПРОСВЕЩЕНИЯ
см. ПРОСВЕЩЕНИЕ

Словарь экономических терминов

ФИЛОСОФИЯ

ПРАВА
- наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведе-ния. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значительное место Ф.п. занимала в философии Просвещения (например, доктрина естественного права) и в немецкой классической философии (например, "Философия права" Гегеля) . В настоящее время Ф.п. - по преимуществу составная часть широко развившейся юридической науки; нередко термин "Ф.п." употребляется как синоним общей теории (общего учения) о праве. Однако с конца ХЕХ в. Ф.п. чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие в основе права. Основным понятием понимаемой таким образом Ф.п. становится "идея права" в ее неокантианском (Р. Штаммлер, Г. Радб-рух, Б. А. Кистяковский и др.) или неогегельянском (Ю. Биндер, К. Лоренц и др.) истолковании. В середине XX в. доминирующую роль в западно-либеральной Ф.п. играют течения, основанные на гуссерли-анстве (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА) , неореализме, экзистенциализме, а тж. неотомизме.