Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ТОЛК
≈ 1) какое-либо особое учение о вере или нравственности; 2) самое общество, образуемое последователями известного учения. Т. раскольников называются у них общинами, братствами, согласиями, кораблями и проч. Как поповщина, так и беспоповщина разделилась на несколько отдельных Т., или согласий. К числу беспоповщинских толков, или согласий, принадлежат поморский Т., выделившиеся из него федосеевский, филипповский и Т. приемлющих браки, отделившиеся от федосеевского Т. титловщина, аристовщина, федосеевцы рижские и польские и отделившиеся от филипповского Т. пастухово согласие, аароновщина, или онуфриевщина, и Т. странников, или бегунов. Все перечисленные беспоповщинские Т. называются перекрещенскими , потому что всех приходящих к ним из православной церкви, а также беглопоповцев, австрийцев и беспоповцев-неперекрещенцев они принимают через повторение крещения. К беспоповщинским неперекрещенским Т., или согласиям, принимающим в свою среду через отрицание ересей или через семипоклонное начало, принадлежат Спасово согласие и выделившиеся из него Т., или согласия, а также самокрещенцы и согласие "некрещеных старообрядцев". Поповщина также подразделилась на Т., или согласия: ветковское, диаконово, чернобольское, суслово, лужковское, онисимовщина, перемазовщина, Т. "приемлющих австрийское или белокриницкое священство". См. митрополит Макарий, "История русского раскола, известного под именем старообрядчества" (СПб., 1889); архит. Павел, "Краткие известия о существующих в расколе сектах" (СПб., 1889); С. Марков, "Образование поповщинского С. в старообрядческом расколе" ("Правосл. обозрение", 1884, май ≈ июнь); П. С. Смирнов, "История русского раскола старообрядчества" (СПб., 1895); Н. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (ч. I, Казань, 1897).