Тождество в философии
следует отличать от сходства, подобия и единства. Сходными мы называем предметы, обладающие одним или несколькими общими свойствами; чем более у предметов общих свойств, тем ближе сходство их подходит к Т. Два предмета считаются тождественными, если качества их совершенно сходны. Следует, однако, помнить, что в мире предметном (материальном) Т. быть не может, ибо два предмета, сколь бы ни были они сходны по качествам, все ж отличаются числом и занимаемым ими пространством; только там, где материальная природа возвышается до духовности, появляется возможность Т. Необходимое условие Т. ≈ это единство: где нет единства, не может быть и Т. Материальный мир, делимый до бесконечности, единством не обладает; единство появляется с жизнью, в особенности с духовною жизнью. Мы говорим о Т. организма в том смысле, что единая жизнь его пребывает, несмотря на постоянную смену частиц, образующих организм; где есть жизнь, там есть единство, но в настоящем значении слова нет еще Т., ибо жизнь убывает и прибывает, оставаясь лишь в идее неизменною. То же самое можно сказать и о личности ≈ высшем проявлении жизни и сознания; и в личности нами лишь предполагается Т., в действительности же его нет, ибо самое содержание личности постоянно меняется. Истинное Т. возможно только в мышлении; правильно образованное понятие имеет вечную ценность независимо от условий времени и пространства, в коих оно мыслится. Выражением Т. понятий служит логический закон Т., формула коего ≈ А = А; этот закон требует, чтобы правильно образованные понятие и суждения имели для всех одинаковое значение. Лейбниц своим principium indiscernibilium установил мысль, что не могут существовать две вещи совершенно сходные в качественном и количественном отношениях, ибо такое сходство было бы ни чем иным, как тождеством. Э. Р.