ТЕ́МА [от греч. themа, букв. - то, что положено (в основу)],
• предмет описания, изображения, исследования, разговора и т.д.
• В иск-ве - объект худ. изображения, круг жизненных явлений, отражаемых писателем или художником и скреплённых воедино авторским замыслом.
• В музыке - относительно завершённое построение, составляющее основу произведения или его разделов. В крупных муз. произведениях могут быть 2-3 и более тем.
• В лингвистике - см. Актуальное членение предложения .
Большой российский энциклопедический словарь
ТЕМА
ТЕ́МА (Теmа), г. в Гане, к В. от Аккры, порт в Гвинейском зал. 110 т.ж. (1988). Нефтеперераб., алюм., хим., цем., текст., пищ. пр-тия. Рыб-во.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ТЕМА
ТЕ́МА -ы, ж.
• 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа.
• 2. Главный мотив музыкального произведения. Г. с вариациями. II прил. тематический, -ая, -ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа.
• 1. Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества. Перейти к другой теме. Т. рассказа.
• 2. Главный мотив музыкального произведения. Г. с вариациями. II прил. тематический, -ая, -ое (к 1 знач.). Тематическая линия романа.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ТЕМА
темы, ж. (греч. thema). 1. Предмет какого-н. рассуждения или изложения. Сочинение на тему о наполеоновских войнах. Избрать темой рассказа колхозную жизнь. Позвольте мне рассказать вам на эту тему небольшое событьице. Лесков. Ѓ Предмет, сюжет беседы, разговора. Обиходные темы сокращали наш мирный досуг. Некрасов. Туфта потерял нить и перешел к другой теме. Н. Острвскй. 2. Музыкальное предложение, представляющее собой развитой мотив и являющееся основой для разработки (муз.). Главная тема, побочные темы увертюры. Тема с вариациями. Мрачная тема анданте. Бравурная тема аллегро. Увертюра к опере "Фауст" построена на теме арии Валентина. 3. Производная глагольная основа, образующаяся прибавлением гласного звука (обычно "о" или "е") к корню (лингв.).
Толковый словарь В. И. Даля
ТЕМА
ж. греч. предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют. Мелодия, напев, музыкльное.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ТЕМА
≈ см. Фема.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ТЕМА
Тема в грамматике
≈ то же, что основа (см.).
≈ то же, что основа (см.).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ТЕМА
Тема в музыке
≈ музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух- или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний ≈ только рисунок, составляющий часть темы. В музыкальном сочинении бывает одна Т. ≈ в вариациях, песне, первой форме рондо, две или три Т. ≈ в других формах рондо и в сонатной форме. При нескольких Т. первая называется главною. В гомофонических сочинениях (см.) Т. состоит из мелодии с сопровождением. В полифонических сочинениях, напр. в фуге, Т. ≈ одноголосная, в форме предложения ≈ называется субъектом. В сложной фуге ≈ двойной, тройной ≈ бывают две и три Т. Т. также называется известный сюжет, на который пишется музыкальное сочинение. Н. С.
≈ музыкальная мысль, фраза, мелодия, лежащая в основе сочинения. Смотря по форме всего сочинения, Т. имеет форму предложения, периода, а также двух- или трехколенного склада. Т. не следует смешивать с мотивом (см.): последний ≈ только рисунок, составляющий часть темы. В музыкальном сочинении бывает одна Т. ≈ в вариациях, песне, первой форме рондо, две или три Т. ≈ в других формах рондо и в сонатной форме. При нескольких Т. первая называется главною. В гомофонических сочинениях (см.) Т. состоит из мелодии с сопровождением. В полифонических сочинениях, напр. в фуге, Т. ≈ одноголосная, в форме предложения ≈ называется субъектом. В сложной фуге ≈ двойной, тройной ≈ бывают две и три Т. Т. также называется известный сюжет, на который пишется музыкальное сочинение. Н. С.
Словарь иностранных слов
ТЕМА
[гр. thema] - 1) предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3) муз. фраза, главный мотив, который является в муз. произведении основой для дальнейшего развития; 4) лингв. предмет языкового высказывания (в частности, подлежащее в предложении, где оно является данным, а сказуемое - новым).
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ТЕМА
см. содержание