Тара верховный бог
Т. ≈ верховный бог у языческих эстов, старый отец (wana isa, Tааrа), также Пельг (Pelg). Ему можно было поклоняться три раза в году; в другое время другие боги и легион ангелов были заступниками перед ним для людей. Жертвы приносил ему владыка дома, у липового алтаря, над камнем синего цвета. К нему подходили с оголенными коленами. Если в доме резали животное, то прежде всего часть его преподносилась Т. ≈ Таропочитание держалось до введения христинства, да и впоследствии исполнители старого культа сохраняли громадное влияние в практической жизни. В магическо-мифических песнях, собранных Нейсом и Крейцвальдом ("Mythische u. Magische Lieder der Esthen", СПб., 1854), мы встречаем ряд общераспространенных народно-поэтических мотивов о Т. Ему посвящен чудесный всемирный дуб и вообще дубовые рощи. Дуб мира вырос от желудя, посеянного сыном Т. Его дочь (Таara t ü tar) ≈ птица Cиypo синекрылая, ласточка, напоминающая вещего ворона бога Одина у германцев. Дубовые рощи Таара и обетованная земля золота (Kullamaa) встречаются в песнях в связи с городом Линданиссою (см. статью Э. Вольтера, "Что такое Линданисса", 1901). У чувашей встречается бог Тора, у остяков ≈ Турм или Тором, у лапонцев ≈ Тиермес или Дермес (см.). Все эти слова из финских языков необъяснимы; они, вероятно, заимствованы из скандинавской мифологии (Тор) взамен национальных названий бога небес Юмал, Юбмел или Укко. Ср. Тарапита. См. Ald. Castr én, "Vorlesungen über finn. Mythologie" (50, 241). Э. Вольтер.