ТАМОЖЕННЫЕ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ТАМОЖЕННЫЕ

Таможенные учреждения

≈ Одно из важнейших проявлений верховенства государства на занимаемую им территорию заключается в его праве и обязанности охранять свои рубежи от беспорядочного движения через них в ту и другую сторону как людей, так и всякого рода предметов. Эта функция государственной деятельности возникает с той поры, когда народ сплачивается в одно государственное целое и получает более или менее определенные границы; но в различные периоды исторической жизни народа охранением государственных границ преследуются не одинаковые цели. В первые времена охрана рубежа имеет назначением предупреждение внезапных набегов со стороны соседних народностей, причем пограничная стража призвана быть вестовым и сторожевым форпостом. [Такое именно значение имела пограничная охрана при ее учреждении в России; она должна была охранять южные рубежи от набегов татар. Первым организатором ее был боярин Романов ≈ родоначальник дома Романовых.] Затем, с развитием внутренней государственной жизни и административно-полицейской организации, на пограничную охрану возлагается обязанность предупреждать переход рубежа извне и изнутри лицами, не имеющими на то дозволения. Позже, когда развитие международного движения товаров вызывает, с одной стороны, стремление государства черпать из этого источника средства для удовлетворения своих нужд, а с другой ≈ желание усилить внутреннюю производительность стеснением привоза некоторых иностранных продуктов и ограничением вывоза предметов, необходимых для собственной промышленности, ≈ главной задачей правительства по охране границы стало регулирование движения в государство и из него всякого рода предметов в видах фискально-экономических. Другие цели, преследовавшиеся пограничной охраной, в большей или меньшей степени отходят на задний план. При теперешней организации боевых сил в некоторых государствах (напр. Франции, Северо-Американских Штатах) за пограничной стражей признано со стратегической точки зрения столь малое значение, что она выделена из военных сил и набирается из лиц гражданского состояния. Только в государствах с обширной территорией и разбросанными далеко от центра границами ≈ какова Россия ≈ пограничная охрана еще сохраняет военную организацию. Упорядочение движения пассажиров в иных государствах (напр. в Англии, где передвижение вполне свободно) мало обращает на себя внимание правительства; в других государствах оно в значительной степени перешло к особым органам административной власти ≈ жандармским и полицейским чинам. Наиболее важной задачей пограничной охраны является в настоящее время внесение порядка в движение товаров. Эта функция выделилась и развилась в особую специальность, носящую термин таможенного контроля. Т. контролирование товаров, сильно развившееся главным образом по отношению к привозу, преследует в настоящее время несколько целей. Прежде всего ≈ цели фискальные. Насколько велико фискальное значение, представляемое доходами Т. контроля, видно из того, что в общей массе бюджета они колеблются в различных государствах от 10% до 40% (у нас они доходят до 14 ½ %) . Во-вторых ≈ экономические цели: стесняя привоз и вывоз товаров, государство стремится развить некоторые из отраслей внутренней промышленности, а иногда ≈ вообще сократить привоз по отношению к отпуску и, предотвратив этим путем слишком сильный вывоз звонкой монеты, улучшить условия денежного обращения и кредита; при этом имеется иногда в виду воздействовать на обороты внешней торговли враждебного в экономическом отношении государства. В-третьих, в видах полицейских стесняется и контролируется привоз предметов, представляющих опасность с точки зрения охраны существующего государственного и общественного строя, ограждения народного здравия, охранения некоторых отраслей промышленности от вреда, который может быть причинен ввозом известных предметов (скота из зачумленных местностей, растений, с которыми может быть занесена филлоксера, жучки и т. п.), защиты личной безопасности, неприкосновенности литературной собственности и т. п. В-четвертых, в последнее время получила большое значение статистическая регистрация внешней торговли, возможная лишь при правильном Т. контроле. Только при наличности полных, разносторонних и верных сведений о движении товаров через границу возможны составление целесообразного Т. тарифа, выработка рациональных мер для поощрения внутренней производительности, заключение выгодных торговых трактатов, проведение действительно необходимых путей сообщения и т. п. В этих видах подвергаются проверке по документам и осмотру даже такие товары, ввоз которых допускается беспошлинно, и свободному ввозу ≈ напр. большая часть товаров, ввозимых в Англию. Средства, коими достигаются упомянутые выше задачи Т. контроля, заключаются: 1) в недопущении на всех прочих пунктах границы (за исключением мест, по своим природным условиям или по редкости населения недоступных для сколько-нибудь значительного товарного движения) перемещения в ту или другую сторону каких бы то ни было предметов; 2) в учреждении на всех сухопутных, морских и железнодорожных путях, открытых для товарного движения, там, где они пересекают рубеж, особых учреждений (таможен), где провозимые предметы подвергаются контролю.[В дополнение к линии таможен, расположенных по границе, учреждаются иногда таможни внутренние, для досмотра и очистки предметов, подвергнутых в пограничных таможнях лишь внешнему контролю в отправляемых транзитом внутрь государства. В России такое значение имеют следующие таможни: с.-петербургская сухопутная, московская, варшавская, харьковская, тифлисская, челябинская, тюменская, красноярская, иркутская и сретенская.]; 3) в установлении особого наблюдения и за внутреннею торговлею, направленного к тому, чтобы можно было заарестовывать заграничные товары, попавшие на внутренний рынок, мимо таможен или через таможни, без оплаты следовавшими с них сборами. Это средство, являющееся дополнительным к другим средствам Т. контроля, применяется теперь только в немногих государствах. В России охрана границы поручена пограничной страже (см.), имеющей военную организацию и набираемой из новобранцев, отбывающих воинскую повинность (только на некоторых участках границы в Средней Азии и Сибири охранение рубежа производится вольнонаемными людьми, состоящими в Т. ведомстве). Численность пограничной стражи (по данным 1901 г.) ≈ около 36000 нижних чинов при 1080 офицерах. Т. учреждения по своему значению и правам могут быть разделены на две главные категории: а) такие, которые служат для массового пропуска товаров в важные торговые пункты, откуда они распространяются во внутренние местности, и б) такие, которые служат главным образом для пограничного обмена и пропускают товары, выписываемые для надобностей жителей приграничной полосы. В России таможни первой категории расположены в важнейших портах и на пересечении сухопутной границы железнодорожными путями и судоходными реками, а также шоссейными дорогами, соединяющими значительные русские и заграничные торговые пункты. Все эти учреждения имеют право пропускать всякие иностранные, не запрещенные к привозу товары; товары, доставленные в эти таможни, могут быть оставляемы в них на складе без оплаты пошлиною в течение определенных сроков (трех лет в главных складочных и одного года в первоклассных таможнях ) . Остальные Т. учреждения имеют только местное значение: через них дозволяется привоз не всех иностранных товаров, а только тех, применение к которым тарифа не требует специальных познаний со стороны досматривающих чиновников и которые не подлежат клеймению (см. ниже). По своим правам эти учреждения разделяются на следующие категории: 1) таможни 2-го класса, пользующиеся правом пропуска из-за границы всех товаров, кроме химических продуктов, машин и предметов, подлежащих клеймению; срок складки товаров в этих таможнях до оплаты пошлинами ≈ двухмесячный. 2) Таможни 3-го класса, пропускающие те же товары, но пользующиеся только месячною складкою. 3) Т. заставы, пропускающие только беспошлинные заграничные товары и хлеб в муке, и 4) переходные пункты, через которые провоз собственно товаров не разрешен, а допускается только переход границы местными жителями, с предметами, необходимыми в пути. [Кроме того, в так называемых абасадных имениях, т. е. в таких земельных участках, которые при определении границ смежных государств были перерезаны порубежною линиею, учреждены пограничные рогатки, через которые пропускаются владельцы этих имений и их рабочие со скотом, сельскими продуктами и т. п. Эти рогатки состоят в заведовании пограничной стражи.] Для обеспечения правильности взыскания с товаров (главным образом привозных) пошлин, следующих с них по тарифу, по Т. законам тех государств, где применяется более или менее высокое Т. обложение товаров, требуется выполнение как чинами таможен, так и лицами, участвующими в провозе товаров, целого ряда действий, известных под именем Т. обрядностей. Если обобщить совокупность Т. обрядностей, установленных как в России, так и в важнейших заграничных государствах, то во всем Т. производстве над привозными товарами можно ясно различить две стадии. Во-первых, при самом ввозе товаропровозитель (importeur, importer, Waarenf ü hrer) представляет общее показание о всех, доставляемых в таможню товарах (d é claration en gros, manifest, generelle Declaration), необходимое для приема и внешней проверки грузов. В нем означаются число мест, знаки и ╧╧, вид упаковки, род товара (в общих выражениях), вес брутто и адресат. [При морском привозе дозволяется привозить товар без обозначения, кому он адресован; товар выдается из таможни в этих случаях тому, кто представит дубликат коносамента, так наз. провоз на ордер .] На основании этого общего показания товаров таможнею производится приемка и суммарная проверка привезенных грузов (r é vision еn gros, generelle Revision). Общее показание грузов товаропровозителем и общая проверка их при приеме имеют двоякое значение для таможни. С одной стороны, необходимость их вызывается гражданско-правовыми отношениями между товаропровозителем и товарохозяином. По существу фрахтового договора провозитель, приняв грузы от товароотправителя, обязан передать их в условленном месте товарополучателю. Выполнение этого договора несколько усложняется, когда товар должен быть сдан в другой стране, в пункте нахождения таможни: в этих случаях Т. контроль прерывает непосредственные отношения между товаропровозителем и товарополучателем, требуя, чтобы груз был передан первым в таможню. Отсюда следует, что сдача грузов в таможню и приемка их ею должны сопровождаться общею проверкою груза, место за местом, по представленным товаропровозителем документам с точным в них указанием для руководства таможни, кому именно товар должен быть выдан. С другой стороны, подробное перечисление доставленных провозителем грузов требуется для таможни как для учреждения, охраняющего фискальные интересы государства, так как только путем проверки груза по документам она может следить за тем, чтобы все привезенные товары (за исключением беспошлинных и подлежащих обратному вывозу) были выпущены на внутренний рынок не иначе, как по оплате пошлиной; посему доставка товаров, не значащихся в этих документах и легко могущих ускользнуть от контроля, должна быть рассматриваема как попытка к тайному водворению. Некоторые законодательства требуют представления провозителем груза одного лишь перечня товарных мест, другие ≈ приложения к этому перечню подлинных грузовых документов (коносаментов и накладных). В России принята последняя система. После привоза товара в таможню товарополучатель обязан представить (в определенный срок после привоза товара; по русским законам ≈ не более 2-недельного) описание доставленных на его имя грузов, настолько подробное, чтобы таможня могла, проверив товар по этому описанию, производством подробного досмотра, исчислить сумму сборов, следующих с товара: это так наз. объявление (dé claration en detail, specielle Declaration). За силою русских законов объявление должно быть составлено по особой форме и заключать в себе все сведения, необходимые таможне для проверки количества товара, выпуска его и статистической регистрации. В объявлении должны содержаться указания: 1) на судно, транспорт и т. п., с которыми прибыл товар, 2) на число мест, знаки и ╧╧ их, 3) на качество и количество товара, 4) на цену товара, 5) на имя хозяина товара, если объявление подается от приказчика, комиссионера или поверенного. Количество товара должно быть показано счетом, мерой и весом брутто или налицо, сообразно тому, с чего установлена пошлина по тарифу. В показании веса закон допускает некоторую ошибку ≈ не более 8%. Всего затруднительнее точно показать в объявлении качество товара. Род и сорт товара должны быть объявлены именованием, установленным в тарифе. Между тем хозяин товара имеет о товаре только те сведения, какие изложены в документе (фактура или счет), составленном за границею фабрикантом или торговцем, высылающим товар, на иностранном языке. Чтобы безошибочно составить объявление, надобно тщательно сличить содержание фактуры с редакциею всех статей тарифа, могущих иметь отношение к данному товару, определить таким путем, какое тарифное наименование будет соответствовать товару, и показание об этом пометить в объявлении. Если адресат затрудняется показать количество и качества товара, он может сделать неопределенную объявку ("товар неизвестный" или "подробно объявить не могу"); в таких случаях таможня взыскивает с него штраф (акциденцию) ≈ у нас три с третью процента с суммы пошлины. Такой же штраф положен за неподачу вовсе объявления в установленные сроки. За неправильное объявление количества и качества товаров налагаются более чувствительные штрафы (см. Таможенные нарушения). Затруднительность составления объявления ведет к тому, что наши фабриканты, оптовые торговцы и другие лица, имеющие надобность в заграничных товарах, нередко не объявляют их сами, а пользуются для этого услугами особых посредников, состоящих при таможнях, ≈ так назыв. экспедиторов. После того, как объявление подано, производится досмотр (rév ision en detail, specielle Revision) товара; если объявление не подано, таможня сама распоряжается назначением досмотра. При досмотре делается подробная проверка, соответствуют ли товару сведения, заключающиеся в тех документах, какие предъявлены в таможню, т. е. точно ли показано количество и качество товара в объявлениях. Товарополучатель (или его поверенный) имеет право присутствовать при досмотре. При досмотре определяются количество и качество товара с такою подробностью, чтобы можно было указать статью и пункт тарифа, к которым должен быть отнесен товар, и с точностью исчислить пошлину. Для ускорения досмотра вес брутто товаров, обложенных с количества брутто или оплачиваемых посредством вычета на тару (см. Т. пошлины) и привозимых большими партиями, определяется немедленно после выгрузки, ранее подачи объявления (так наз. отвесы ) . Если товарохозяин (или его поверенный), присутствующий при досмотре, находит, что досматривающие чиновники ошибочно определили качество товара и неправильно применили к нему тариф, он имеет право заявить об этом, и спорный вопрос переносится на обсуждение общего присутствия таможни. Сверх того, хозяин товара, а также заграничный отправитель имеет право опротестовать применение тарифа к его товару таможнею в департамент Т. сборов в трехнедельный срок со времени объявления ему о таком применении. На решения департамента Т. сборов может быть подана жалоба, также в трехнедельный срок, министру финансов. Такой же порядок и сроки установлены для обжалования решений таможен о наложении штрафов за неправильности в объявлениях. ≈ После досмотра товарохозяин может, уплатив пошлину, получить товар из таможни. В уплате пошлин таможнею выдается квитанция, ≈ документ, имеющий очень важное значение для доказательства правильности оплаты товара пошлиной, для расчетов между торгующими и т. д. Сверх того, многие высокопошлинные товары, к коим по свойству их или их упаковки могут быть прикреплены Т. клейма, подвергаются пред выпуском клеймению (обыкновенно навешиванию пломб, иногда наклейке бандеролей) для удостоверения пропуска их через таможню и для доказательства заграничного их происхождения. Если товар высылается из-за границы железнодорожным путем, по прямой накладной , в такой пункт России, где нет таможни, то все Т. обрядности выполняются и пошлина уплачивается в таможне, находящейся при пограничной железнодорожной станции, экспедитором железной дороги, который высылает товарохозяину счет о произведенных им расходах. При пересылке товаров по почте, Т. обрядности и определение пошлин производятся таможней без участия адресата, но все исчисленные таможнею сборы приписываются к почтовому ярлыку, и товар выдается почтовым учреждением по назначению лишь по уплате пошлин. Менее сложные обрядности применяются при отпуске товаров. Из товаров, вывозимых из России, только весьма немногие обложены отпускными пошлинами; наблюдение за вывозом остальных имеет для таможен значение лишь в смысле собирания статистических материалов о внешней торговле. Поэтому при отпуске товары не досматриваются, за исключением немногих пошлинных, а также и тех, при вывозе которых возвращаются пошлины, взысканные за сырые материалы, употребленные для их изготовления (хлопчатобумажные товары, изделия канительного мастерства), или взятый при их производстве акциз (сахар, спирт, керосин, табачные изделия, зажигательные спички). Как бы тщательно ни была охраняема граница государства от тайного ввоза через нее товаров, тем не менее, при высоком обложении некоторых заграничных предметов всегда возможно ожидать водворения их теми или иными путями на внутренний рынок без оплаты пошлиною. Поэтому в государствах, применяющих к ввозным товарам высокие пошлины (в том числе в России), практикуется известного рода контроль над товарами, обращающимися во внутренней торговле, и если между ними найдены будут не оплаченные пошлиною, то эти товары конфискуются и на фактического владельца их обыкновенно налагается штраф (см. Т. нарушения). Признаком оплаты заграничных товаров пошлиною служат: для товаров, подлежащих клеймению, ≈ нахождение на них Т. пломб и бандеролей, налагаемых при выпуске их, а для прочих ≈ представление Т. квитанций (по русскому закону на товары, не подлежащие клеймению, квитанции могут быть требуемы только в пределах 50-верстной от границы полосы, где применяется особенно интенсивный контроль за необращением контрабанды). Что касается до организации Т. учреждений, то низшие из них ≈ переходные пункты ≈ состоят в единоличном заведовании их надзирателей; в Т. заставах имеются управляющие и помощники их; таможни представляют собою учреждения коллегиального характера, и управляющий ими, разрешая единоличными распоряжениями вопросы дисциплинарного характера, состоит председателем общего присутствия таможни, на рассмотрение которого вносятся важнейшие дела ≈ о применении тарифа, о наложении взысканий и пр. В общем присутствии участвуют, кроме управляющего и помощника его, члены таможни, а в случае недостатка их в составе таможни ≈ корабельные смотрители, пакгаузные надзиратели, казначеи и т. п. Досмотр товаров производится членом, совместно с одним из пакгаузных чиновников, или экспертом. В составе таможен имеются, сверх того, секретари, переводчики и бухгалтеры. Т. учреждения (за исключением некоторых важнейших таможен, подчиненных непосредственно департаменту Т. сборов) подчинены начальникам Т. округов, распоряжающимся счетной и хозяйственной частями (по делам о применении тарифа, выполнении Т. обрядностей и наложении важнейших штрафов таможни сносятся непосредственно с департаментом) и производящим ревизии таможен. Главное заведование Т. частью принадлежит департаменту Т. сборов министерства финансов. При департаменте состоят: особое присутствие по применению тарифа к товарам (в состав его входят чины учреждений по части промышленности и торговли и члены совета торговли и мануфактуры) и Т. ревизоры, которым поручаются ревизии Т. учреждений, расследования по контрабандным делам и т. п. К. Лодыженский.