Такса расценка товаров
≈ точно установленная правительственною властью цена какого-либо продукта или каких-либо услуг. Принудительные, установленные законом или обязательным постановлением цены на товары особенно часто встречались в средние века: цеха, пользуясь своим привилегированным положением, своей монополией и отсутствием конкуренции, назначали цены на товары по своему усмотрению, вследствие чего городские власти сами брали на себя регулирование цен, выслушивая мнения промышленников. Устанавливаемые властями Т. либо представляли собою принудительную продажную цену товаров, либо указывали лишь допускаемую величину прибыли; в первом случае цена сырого материала служила основанием для установления цены обработанного продукта. Мало-помалу подобные Т. были установлены для большинства отраслей промышленности, но главное внимание обращали на себя Т. на съестные припасы, хлеб и мясо, как такие продукты, которые необходимо покупать изо дня в день, между тем как большинство остальных товаров можно было закупать на ярмарках. Древнейшими поэтому являются Т. на хлеб и мясо; таковы изданные в 1272 г. Т. для берлинских булочников, в 1377 г. ≈ для франкфуртских, в 1395 г. ≈ для эберсвальдских. Затем известны Т. для любекских пивоваров (1363), для фрейбургских портных (1472), для фрейбургских канатных мастеров (1378), для страсбургских плотников (1478), для мельников, суконных торговцев и т. д. Наряду с такими Т. на товары, устанавливавшимися в пользу потребителей, иногда издавались также Т. и на заработную плату подмастерьев, которая ограничивалась в пользу мастеров: таковы Т. для любекских бочаров (1440) и перчаточников (1459), для силезских портных (1361) и т. д. В XVII и XVIII вв. Т. были распространены весьма широко: они устанавливались или бургграфом, или советом, или коллегией граждан и промышленников и изменялись каждую четверть года, каждый месяц, каждую неделю и т. д. Были и постоянные Т., которые, напр., определяли, сколько хлеба булочник должен отпускать за 1 пфенниг, если цена ржи или пшеницы стоит такая-то. Надзор за соблюдением Т. лежал на бургграфах, или бургмейстерах, или особых должностных лицах, совершавших обход рынков и творивших суд по нарушениям Т. Т. на печеный хлеб устанавливались обыкновенно соответственно цене зерна с прибавлением определенных расходов и известной прибыли. В Пруссии по бранденбургскому полицейскому уставу 1688 г. должны были быть устанавливаемы Т. на мясо; слишком легкий хлеб отбирался у пекарей и отдавался бедным; Т. на пиво устанавливалась магистратом по меньшей мере каждые полгода, соответственно цене ячменя, а негодное пиво также отдавалось бедным; существовали также аптекарская Т. и Т. для содержателей гостиниц. По уставу герцогства Магдебургского (1686 г.) магистраты в городах должны были устанавливать точные Т. съестным припасам, мануфактурным и другим товарам; Т. на пиво, хлеб и мясо рассматривались податной комиссией и изменялись каждую четверть года. По прусскому земскому уложению правительство одно могло решать вопрос, необходимо ли и благоразумно ли установление Т.; нарушение установленных Т. влекло за собою строгое наказание. Большое распространение Т. в XVII и XVIII вв. объясняется тенденциями тогдашнего "полицейского государства" (см.). Упоминаются таксы и на книги (франкфуртская Т., существовавшая до 1671 г.). С конца XVIII в. последовала перемена в воззрениях на Т. как на средство установления нормальных цен: выдвигается тот взгляд, что лишь свободная конкуренция продавцов и покупателей может привести к образованию естественной, нормальной цены; при установлении Т. бывает весьма трудно вычислить, напр., все расходы, которые производит булочник при изготовлении хлеба из зерна или муки, вследствие чего цена печеного хлеба обыкновенно определяется только сообразуясь с ценою зерна, а это не вполне правильно; установление Т. на мясо обыкновенно ведет к падению скотоводства, так как мясники охотнее покупают дешевое и плохое мясо, чем хорошее и дорогое, и т. п. Конкуренция делает излишним существование Т. и заставляет каждого торговца привлекать к себе покупателей возможно хорошим товаром и возможно низкою ценой. С провозглашением в начале XIX в. принципа свободы промыслов были отменены и все прежде существовавшие полицейские Т. В настоящее время, по общему правилу, Т. не устанавливаются; однако иногда допускается вмешательство государства и установление определенных Т. в отдельных отраслях промышленности. Вообще, назначение Т. на вздорожавшие продукты является мерою, практическое значение которой весьма условно и зависит главным образом от того, является ли дороговизна искусственною, т. е. последствием стачки торговцев, или естественною; установление Т. уместно лишь в первом случае, но как мера крайняя она и тогда может иметь лишь временное и местное значение. Примером бессилия таксы является борьба французского правительства путем Т. в конце XVIII века против вздорожания хлеба, вызванного обесцениванием бумажных денег: в результате получилось лишь то, что большая часть булочных закрылась, а в остальных по Т. продавался заведомо недоброкачественный хлеб. Теперь в Германии из общего правила о недопущении Т. существуют некоторые исключения. По имперскому промышленному уставу допускается установление Т. на хлеб: полиция может требовать, чтобы пекари сами устанавливали Т. на свои изделия; но Т. на хлеб почти нигде не привились. Допускается также установление Т. содержателями гостиниц для приезжающих, преимущественно Т. на помещение; но здесь Т. может быть изменяема хозяином почти во всякое время. Таксы могут устанавливаться полицией и местными общинными властями для лиц, занимающихся промыслом на улицах (извозчики и др.), а также для трубочистов. Т. для землемеров, аукционистов, весовщиков и т. д. установлены ввиду того, что эти лица являются как бы носителями известных государственных функций. Во Франции муниципалитет имеет право назначать таксы на мясо и хлеб. В Австрии могут быть устанавливаемы Т. для предметов, служащих к удовлетворению необходимых потребностей. В России борьба против дороговизны преимущественно съестных продуктов путем установления Т. велась уже давно: так, при Борисе Годунове, в 1601 г., была установлена Т. на хлеб. В 1725 г. установлена была цена на печеный хлеб соответственно ценам на муку с добавлением расходов и известной прибыли, причем точно был определен выход различных печеных хлебов (решетных хлебов, саек, кренделей, калачей) из пуда пшеничной и ржаной муки. Расчет, по каким ценам и какого веса должны продаваться хлеба, производился в главной полицмейстерской канцелярии и в главном магистрате; затем печатные Т. раздавались всем хлебникам. Такие же Т. издавались и для мяса соответственно ценам на скот, причем цены изменялись четыре раза в год. Установление этих Т. вызывало частые жалобы вследствие затруднительности определения правильного размера Т. В 1737 г. было запрещено под угрозою смертной казни возвышать цены на лесные, кирпичные и прочие строительные материалы в Москве, причем была установлена точная Т. на все эти предметы. В 1741 г. для смотрения за продажею в С.-Петербурге харчевых припасов по установленным ценам были определены один советник и один асессор, под наблюдением генерал-полицеймейстера тогда же была установлена вновь Т. на мясо и на рыбу. По случаю бывшего в Москве пожара в 1752 г. была установлена Т. на хлебные товары, лес и другие строительные материалы. При Павле в 1797 г. повелено было, в отвращение чрезвычайного повышения цен на все съестные припасы в городах, часто происходящего от корыстолюбия промышленников и послабления местных властей, предписать губернаторам об установлении повсеместно по окончании полевых работ Т. съестным припасам через губернских и уездных предводителей и прочих лиц, могущих для этого быть полезными. Целью установления таких Т. являлось желание регулировать цены на припасы, доставляемые для продовольствия столицы. В том же году ввиду дороговизны жизненных припасов в столице повелено было сенату наблюдать за установлением правильной Т. и за точным соблюдением ее; промышленники и перекупщики, продававшие жизненные припасы выше Т., отдавались под суд и товары их подвергались конфискации; кроме съестных припасов, обращено было внимание и на цены дров и фуража. Впрочем, тогда же по представлению сената было определено назначать Т. лишь по городам для живущих в них, но и то лишь на мясо, печеный хлеб и те припасы, которые суть продукты того города и уезда. И в XIX в. часто устанавливались правительством Т. на товары или услуги: так, в С.-Петербурге в 1853 и 1898 гг. была установлена Т. для легковых извозчиков, а в 1872 г. ≈ Т. за проезд в извозчичьих экипажах со станций железных дорог; в 1870 г. в Новочеркасске была установлена Т. на печеный хлеб и мясо; лишь в 1857 г. была отменена Т. на дрова в С.-Петербург. В 1859 и 1875 гг. была установлена такса на продажу пороха. И в настоящее время существует ряд Т. за пользование услугами государственных или общественных учреждений: таковы Т. за услуги почтового ведомства (почтовая Т.), Т. прогонных денег, шоссейного сбора, лоцманских сборов, Т. за переправы и т. п.; подобною же Т. являются и железнодорожные тарифы. По ст. 325 Общ. Учр. Губернского (Св. Закон, т. II, изд. 1892 г.) губернаторы предлагают городским общественным управлениям собирать точнейшие сведения об истинных ценах на жизненные припасы и на основании этих сведений составлять три или четыре раза в год Т.; за продажею жизненных припасов не свыше определенных цен и не иначе, как в хорошем качестве и по указанным весам и мерам, губернаторы наблюдают не только через городские полицейские и общественные управления, но, когда нужно, и через особых доверенных чиновников или же непосредственно. По Городовому положению 1892 г. (ст. 63 п. 12) городским думам предоставляется установление Т. на хлеб и мясо, за пользование извозчичьими и другими общественными экипажами, а также конно-железными дорогами и иными усовершенствованными местными средствами сообщения и за работы, исполняемые в портовых местностях браковщиками, весовщиками, мерильщиками, лигерами, якорщиками и т. п. Постановления думы о Т. подлежат утверждению губернатора. Законом 21 декабря 1900 г. уездным земским собраниям (а в губерниях не земских ≈ губернским распорядительным комитетам или заменяющим их учреждениям) предоставлено установление Т. за проезд в легковых извозчичьих и др. общественных экипажах вне городских поселений, там, где по развитию извозного промысла и другим местным условиям это может оказаться полезным; постановления земских собраний по этому предмету подлежат утверждению губернатора. По Учреждению судебных установлений существуют особые Т. для судебных приставов, судебных рассыльных и присяжных поверенных. В 1 8 66 г. была введена в действие Т. вознаграждения судебных приставов округов с.-петербургской и московской судебных палат, которая с 1869 г. мало-помалу была распространена и на все другие судебные округа впредь до составления для каждого из них Т. в законодательном порядке. Т. установлена за доставление повесток, вызовов и т. д., за действия по производству описи имущества, за снятие печатей, за передачу арестованного имущества, за производство публичного торга, причем принимается в расчет цена иска имущества; далее, за выдачу выписок, копий, за совершение ввода во владение и т. д. Особая Т. вознаграждения судебных приставов существует в Варшавском судебном округе и в судебно-мировых округах прибалтийских губерний. Судебные рассыльные получают за исполнение судебных действий (доставление повесток, вызовов и т. д.) особое вознаграждение также по Т., утверждаемой в законодательном порядке; в настоящее время действует временная Т. вознаграждения, установленная в 1876 г. для судебных рассыльных Варшавского судебного округа. Для присяжных поверенных установляется министром юстиции по представлениям судебных палат и советов присяжных поверенных на каждые три года особая Т., которая по утверждении ее в законодательном порядке публикуется во всеобщее сведение; эта Т. применяется для определения судебных издержек за наем поверенного, а также для определения количества вознаграждения поверенного, если между ним и тяжущимся не было заключено письменного условия. В 1868 г. установлена Т. для вознаграждения присяжных поверенных округов с.-петербургской и московской судебных палат за хождение по делам гражданским; действие этой Т. временно распространено и на другие округа; Т. определена в % с цены иска; по делам, не подлежащим оценке, вознаграждение определяется судом. По положению о нотариальной части вознаграждение за всякое должностное действие нотариуса, если оно не было определено по добровольному соглашению, взимается по особой Т., устанавливаемой в законодательном порядке. В 1867 г. была утверждена временная Т. вознаграждения нотариусов и заступающих их место (2 П. С. 3. 44770); количество платы за действие, не предусмотренное Т., определяется судом по соображению с предметами, вошедшими в Т., и с совершенною нотариусом в данном случае работою. Об аптекарской Т. см. I, 9 33. В инструкционном порядке устанавливается размер вознаграждения биржевых маклеров. Ср. К. v. Rohrscheidt, "Die Роlizeitaxen und ihre Stellung in der Reichsgewerbeordnung" (Берл., 1893).