Морской портовой буксир: I - верхний мостик; II - ходовая рубка; III - ходовой мостик; IV -бытовые помещения; V - аккумуляторная; VI - машинное отделение; VII - помещение рулевых машин; VIII и XI - топливные отсеки; IX - противопожарная система; X - вспомогательный котёл; XII — служебная каюта; XIII — каюта отдыха; XIV — шкиперская; 1 — главные дизели; 2 - цистерна пресной воды; 3 - топливная цистерна; 4 - гребные валы с винтами регулируемого шага; 5 — баллеры рулей; 6 и 21 — кранцы; 7 — рулевая машина; 8 — кнехты; 9 и 23 — швартовные тросы; 10 - цистерна запасного масла; 11 - буксирная арка; 12 - пневмоцистерны пресной и забортной воды; 13 — буксирный гак; 14 — спасательный плотик; 15 — дымовые трубы; 16 — пожарный лафет; 17 - мачта; 18 - антенна радиолокатора; 19 - брашпиль; 20 - буксирный битенг; 22 — швартовные битенги; 24 — глушитель; 25 — дизель-генератор; 26 — скуловой киль.
Большой российский энциклопедический словарь
СУДНО
СУ́ДНО, плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, вод. промысла, добычи полезных ископаемых, спорт. состязаний и пр., а также для воен. целей. Различают С. самоходные (теплоходы, пароходы, газотурбоходы, электроходы, атомоходы) и несамоходные (буксируемые, парусные, гребные); надводные (водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях и на возд. подушке) и подводные. Осн. характеристики: мореходные качества, гл. размерения (длина, ширина, высота борта на середине длины и т.д.), дедвейт, живучесть и др. Наиб. С.- танкеры (дл. более 350 м, дедвейт более 500 тыс. т). В открытом море С. плавают под флагом гос-ва порта их приписки. См. также Корабль .