СУБСТАНЦИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

СУБСТАНЦИЯ

СУБСТА́НЦИЯ (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Аристотель различал в понятии С. (греч. "усия") т.н. первую С.- конкретно существующую единичную вещь ("эта лошадь"), а также вторую С., характеризующую сущность отд. вещей, их принадлежность к определ. виду и роду ("лошадь", "живое существо" и т.п.).

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

СУБСТАНЦИЯ

СУБСТАНЦИЯ -и, ж. В философии: первооснова, сущность всех вещей и явлений. II прил. субстанциональный, -ая, -ое и субстанциальный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

СУБСТАНЦИЯ

субстанции, ж. (латин. substantia-сущность). 1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как Основа всех явлений (см. материя в 1 знач.; филос.). 2. Основа, основное начало явления, суть чего-н. (науч.).

Толковый словарь Ефремовой

СУБСТАНЦИЯ

1. ж.
Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).
2. ж.
То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

Толковый словарь В. И. Даля

СУБСТАНЦИЯ

лат. тело, материя, вещество.

Большой русско-английский словарь

СУБСТАНЦИЯ

жен.
филос. substance

substance


Новейший философский словарь

СУБСТАНЦИЯ

(лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о С. решался прежде всего в споре о субстанциальных формах (номинализм, реализм). В философии Нового времени категория С. трактовалась достаточно широко; можно выделить две точки зрения. Первая связана с онтологическим пониманием С. как предельного основания бытия (Ф. Бэкон, Спиноза, Лейбниц). Вторая точка зрения на С. - гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Локк, Юм). Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений С. сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к "аналогиям опыта". Гегель определял С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как "существенную ступень в процессе развития идеи". Для Шопенгауэра С. - материя, для Юма - фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала С. как "материю" и одновременно как субъект всех изменений. В современной философии, в целом, преобладает антисубстанциалистская позиция. А.Н. Леванюк