Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
СУББО́ТА -ы, ж. Шестой день недели, перед воскресеньем. Родительские субботы (у верующих: субботние дни, в к-рые по установлению церкви совершается поминовение умерших). II прил. субботний, -яя, -ее.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
субботы, ж. (др.-евр.). Название последнего, перед воскресеньем, дня семидневной недели.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Название шестого дня недели, предшествующего воскресенью.
2) Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели.
Толковый словарь В. И. Даля
субота, или церк. суббота ж. евр. по Ветхому Завету, седьмой, праздничный день недели (откуда и наше шабаш, шабашить), а затем и всякий ветхозаветный праздник, иудейский праздничный день. День седьмый суббота, Исход. Субботы моя сохраните, Левит Со времени празднованья воскресения Христова, новозаветная суббота обратилась в канун недельного праздника; по церковному счисленью, она осталась седьмым днем, седмицу начинают воскресеньем, а по гражданскому - шестым, воскресенье же седьмой день, неделю начинают с понедельника. Нет легче дня против субботы (а тяжеле понедпльника). Суббота не работа : помой, да помажь, да и спать ляжь. Не заигрывай под субботу. Читай себя по субботам. До этого ждать-еще год суббот. От субботы и до субботы, носи без заботы, так прочно. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Задать кому субботки (высечь школьника). Только бы перенес Бог через субботу (школьничья). Красильная суббота, страстная (Ярославль). На Лазареву субботу сеют горох. Пятница субботе повещала, суббота бы долги считала (долги собирают по субботам). На седьмую субботу по Пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.). Неделя, седмица. Пощуся два краты в субботы. Лука. Лазарева суббота, на шестой неделе великого поста, день празднованья воскресения Лазаря, откуда и загадка : Когда суббота бывает в воскресенье (или воскресенье в субботу)? Великая суббота, страстная. Родительская суббота или Дмитриева, день общего поминовенья, в конце октября. Ходи в баню по субботам, все в свое время. Нам что ни день, то и суббота, все ждем воскресенья. Субботний, к субботе относящийся. Чти день субботний, по нынешему воскресный. Субботки ж. мн. арх. вечеринки, посиделки, с покрова дня, до половины ноября, шесть субботок. Пск. святки, святочные вечера, где девушки собираются нарядные и поют; молодежь смотрит их, слушает и дарит мелкими деньгами. Пск. род посиделок, для пряжи. В школах и семинариях звали субботками сеченье учеников по субботам, когда чинилась расправа за всю неделю. Субботник м. синодик, поминальная книга, читаемая в монастыр…
Полное определение слова «СУББОТА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ еженедельный праздник древних евреев. Моисей, называя С. знаком завета избранного народа с Иеговой (Исх. XXXI, 13, 16), настаивает с особенной силой на хранении субботних законов и определяет смертную казнь за их нарушение (Исх. XXXI, 14≈15; XXXV, 3). Еврейские раввины в соблюдении правил о С. усматривали сущность всего закона. Овидий, Ювенал, Сенека, Тацит видят в праздновании седьмого дня отличительную особенность иудейства; Марциал в одной из своих эпиграмм называет евреев именем "sabbatarii". Греческое Σάββατον или Σάββατα и русское "суббота" представляют собою почти буквальную передачу еврейского слова шаббат , что значит "покой", "празднование", а в переносном смысле служит названием самого времени, назначенного для покоя. В Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета, у Иосифа Флавия и Филона, а также в Талмуде и у позднейших раввинов слово С. употребляется иногда в смысле широком, служа названием субботнего года (Лев. XXV, 4), первого и седьмого дней праздника опресноков (Лев. XXIII, 11, 15), дня очищения (ib., XXIII, 32) и вообще всех праздников и праздничных времен (ib., XXVI, 2). Но обыкновенно под именем шаббат' , или, полнее, "jом-га-шаббат ' " (ημερα του Σάββατον), разумеется последний день еврейской недели, считавшийся днем праздничным и отличавшийся от других дней, как день покоя от обычных работ. В Свящ. Писании С. как день покоя представляется непосредственным установлением божественным: по сказанию Моисея, народ израильский получил заповедь об освящении седьмого дня недели из уст самого Бога, когда вступил с Ним в завет у горы Синайской (Исх. XX , 8≈11). "День седьмый, суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакой работы ни ты, ни сын твой, ни раб твой, ни дочь твоя, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх., XX, 8≈11). Синайс…
Полное определение слова «СУББОТА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Суббота Лазарева
≈ суббота шестой недели великого поста, посвященная воспоминанию события, описанного у евангелиста Иоанна (XI, 1≈45; см. Лазарь, XVII, 249). Воскрешение Лазаря церковь прославляет как удостоверение в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника. Вместе с тем церковь вспоминает, что это событие послужило началом решительного предприятия совета священников и фарисеев против Спасителя. В богослужении этого дня восстанавливается богослужение воскресное. Воспоминание воскрешения Лазаря в этот день есть древнее установление церкви. Отцы IV века оставили нам поучения на этот день (св. Амфилохий, Иоанн Златоуст, блаж. Августин). Канон и некоторые песнопения на тот же день восходят к VII≈IX вв. и принадлежат св. Андрею Критскому, Косьме Маюмскому, Иоанну Дамаскину и императору Льву Философу, который мощи св. Лазаря, умершего епископом Массилийским 30 лет спустя после воскрешения, перенес в Константинополь.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Суббота великая
≈ см. Великая суббота.
Этимологический словарь Фасмера
суббо́та
•укр., блр. субо́та, др.-русск. субота, ст.-слав. сѫбота (Зогр., Ассем., Савв., Супр.), болг. съ́бота, сербохорв. су̀бота. Наряду с этим – ст.-слав. собота (Мар., Рs. Sin., см. Вондрак, Aksl. Gr. 13), чеш., слвц., польск., н.-луж. sоbоtа, полаб. sübǘta. Формы на *sо- происходят из ср.-лат. sabbatum (Мелих, Jagić-Festschr. 213 и сл.), формы на sǫ-, напротив, – из ср.-греч. *σάμβατον, мн. -α (ср. цаконск. samba, отрантск.-греч. sámba) или из балканск.-лат. *sambata (рум. sâmbătă, энгадинск. samda, франц. samedi). Вторичный носовой засвидетельствован в поздне-греч.; ср. В. Шульце, Kl. Schr. 295 и сл.; KZ 33, 384; Г. Майер, IF 4, 326. Отсюда и д.-в.-н. sambaʒtag "суббота". В пользу греч. происхождения *sǫbota выступили Фасмер (ИОРЯС 11, 2, 388; 12, 2, 280; Гр.-сл. эт. 196), Кипарский (130 и сл.); Шварц, AfslPh 41, 124 и сл.; Гуйер, LF 35, 221 и сл.; Соболевский, Заимств. 14; Дурново, RЕS 6, 108; Младенов 626. Балканско-лат. теорию представлял в особенности Скок (RЕS 5, 19). В пользу этого могло бы свидетельствовать также середа́ (см.). Против предположения о герм. посредстве говорит исключительное распространение формы *sobota у всех зап. славян, поэтому ни о гот. (Стендер-Петерсен 432 и сл.), ни о д.-в.-н. (Мi. ЕW 314 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 491) в этом смысле не может быть речи; см. Гуйер, Кипарский, там же; Сергиевский, ИРЯ 2, 358. Лат. и греч. формы восходят через греч. σάββατα, мн., к арам. šabbǝtā или др.-еврейск. šabbāt; см. Швицер, KZ 62, 1 и сл.; Литтман 29 и сл. Русск. -бб- объясняется влиянием написания -bb- в зап.-европ. языках.
•••
• [См еще Миковский, "Indiana Slavic Studies", I, Блумингтон, 1956. –Т.]