СПУСК: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

СПУСК

СПУСК (полиграф.),

• отступ в нач. полосах (страницах) книг, журналов и т.п. от верх. края до начала текста.

• Расстановка свёрстанных полос набора при монтаже печатной формы или фотоформы книжного, журнального или газетного листа в требуемой последовательности.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

СПУСК

СПУСК -а, м.

• 1. см. спустить, -ся.

• 2. Место, по к-рому спускаются. Крутой с. к реке.

• 3. Приспособление, приводящее в действие курок, затвор (во 2 знач.). Держать палец на спуске. * Спуску не давать кому (разг.) - не прощать, не оставлять без последствий какого-н. упущения, вины. Лодырям спуску не даём.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

СПУСК

спуска, м. 1. только ед. Действие по глаг. спустить во всех знач., кроме 10 - спускать и спуститься-спускаться. Спуск флага. Спуск судов. Спуск воды из пруда. Спуск с горы длился много часов. 2. Место, по к-рому спускаются, сходят или съезжают вниз. Крутой спуск. Отлогий спуск.

Спускающаяся часть чего-н. наклонного. Низкая рубленая изба с широкой, в четыре спуска, крышей. А. Н. Толстой. 3. В огнестрельном оружии - крючок, к-рый нажимают пальцем,

Толковый словарь Ефремовой

СПУСК

м.
1) Действие по знач. глаг.: спускать (1-6,10), спустить, спускаться (1,3,4), спуститься.
2) Наклонная поверхность, по которой спускаются вниз.
3) Приспособление, приводящее в действие курок, затвор.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

СПУСК

Спуск на воду*

≈ Мореходные суда строятся или в доке или на стапеле, т. е. наклонном помосте, на месте, укрепленном забивкой свай в грунт. В первом случае, по окончании постройки наполняют док водой и судно всплывает. В последнем ≈ т. е. при постройке на стапеле, необходимо устраивать особые приспособления для С. на воду. Фиг. 1. Судно на стапеле; под килем стоят стапель-блоки, состоящие из коротких брусьев, положенных один на другой; для устойчивости их, между ними поставлены диагональные раскосы, связывающие стапель-блоки между собой. Приспособления для С. судов состоят в следующем: на стапеле, по сторонам от стапель-блоков, устраивают спусковой фундамент (фиг. 2 и 3), имеющий уклон больший, чем стапель (обыкновенно уклон фундамента = около 7/96' или ⅞" на 1 фут). Ширина каждой части спускового фундамента около 4≈6 футов. Фундамент продолжается под воду до предела, требуемого условиями правильного С. (см. ниже), и тщательно покрывается салом по всей своей длине. На фундаменте ставятся полозья из толстых деревянных брусьев, соединенных между собой болтами. Пространство между корпусом судна и полозьями заполняется продольными брусьями ( подбрюшниками ) или вертикальными ( копыльями ) ≈ в оконечностях, скрепленными с полозьями. Вся эта система (полозья, подбрюшники и копылья) соединена с корпусом судна при помощи канатов ( найтовов ), обхватывающих судно в 3≈5 местах и соединенных с полозьями при помощи рымов (колец), поставленных с внутренней стороны полоза. Копылья перевязываются при помощи продольных бревен ( оглоблей ), соединенных с правой и левой стороны также найтовами. Для того, чтобы оба полоза удержать на определенном расстоянии друг от друга, между полозьями ставятся поперечные распорки ( иглы ) . Фиг. 2. Боковой вид спусковых приспособлений. Фиг. 3. Сечение судна, готового к спуску. Перед С. судна стапель-блоки, подставы и различного рода подпорки разбираются, так что вся тяжесть судна передается на полоз. Для уме…
Полное определение слова «СПУСК»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

СПУСК

(горн.). ≈ Для доставки добытого ископаемого от места добычи на поверхность в огромном большинстве случаев выгодно, чтобы оно путь от забоя до уровня квершлага или штольни проходило под влиянием собственного веса. Простейшим для этого приспособлением служит скат (см.). При доставке в вагонах, для С. по наклонным выработкам устраивают бремсберги; вагоны с ископаемым прикрепляются к канату, перекинутому в верхнем конце выработки через шкив; опускаясь по рельсам, эти вагоны поднимают пустые вагоны, прикрепленные к другому концу каната. Наименьший угол падения, при котором возможно устройство бремсберга, можно считать 2½╟. Шкив бремсберга с тормозом показан на фиг. 1. Фиг. 1. Тормозной шкив подземного бремсберга. Груз g постоянно затормаживает шкив; опуская рукоятку h , рабочий отпускает шкив; в случае какого-либо несчастия или неполадки, стоит рабочему только отпустить рукоятку, чтобы движение прекратилось. Это устройство заслуживает предпочтения перед другим, к сожалению еще часто встречающимся на русских копях: вращение шкива совершается беспрепятственно, пока рабочий не нажмет на рукоятку (соответственно грузу g ); в случае несчастия, рабочий может потеряться и не сразу затормозить движение. По всей длине бремсбергов, на определенных расстояниях друг от друга (2≈3 сажени), располагаются ролики, служащие для поддержки каната. Ролики делаются из дерева 5≈6 дюймов диаметром. Вместо подшипников под оси их (круглое дюймовое железо) кладут куски дерева; в очень больших бремсбергах ролики делают из чугуна. Если выработка имеет закругления, то канат направляется с помощью шкивиков. Канаты применяют чаще всего проволочные ≈ в каменноугольных копях, при нагрузке на вагончик 30 пудов, обыкновенно диаметром ⅝≈¾". Бремсберги разделяются на двудействующие и однодействующие. В первом случае опускающийся вагон поднимает пустой; во втором ≈ опускающийся груженый вагон поднимает противовес, который, в следующий маневр, опускаясь, поднимает пустой вагон. Наиболее верное устройство ≈ это двухпутевой бре…
Полное определение слова «СПУСК»