Социальный вопрос и социальная политика
≈ С. вопрос в узком смысле есть то же самое, что и "рабочий вопрос" в более широком смысле. С. вопрос может быть определен, как вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании национального богатства (см. Рабочий вопрос). Разрешается этот вопрос в настоящее время самым разнообразным способом, в зависимости от интересов и убеждений различных общественных групп и отдельных личностей, но все разнообразие решений может быть сведено к двум главным течениям. 1) Можно исходить из убеждения, что положение рабочего класса вытекает из самых основ нынешнего государственного и общественного строя, а именно из принципа частной собственности вообще или на орудия производства; при таком убеждении разрешение вопроса возможно только посредством совершенной реорганизации всего общественного строя (революции) на принципе коллективной собственности. Такое решение создает учения социализма (см. это слово; см. также Социалистические партии), коммунизма (см.) и отчасти анархизма. С этой точки зрения всякие частные меры в пределах нынешнего государственного строя могут быть только паллиативом. 2) Можно исходить из убеждения, что нынешнее положение рабочего класса объясняется частными несовершенствами настоящего строя, которые могут быть исправлены, не затрагивая его основ. При таком взгляде возможно опять-таки двоякое решение вопроса. Можно находить, что положение рабочего класса при действии принципа свободной конкуренции и при капиталистической организации производства все же лучше, чем при феодальном строе; таким образом положение рабочего класса за последние столетия изменилось и постоянно изменяется к лучшему, а то, что в нем есть неудовлетворительного, есть пережиток старины, сохраняющийся не благодаря свободной конкуренции, а вопреки ей; дальнейшее действие главных основ нынешнего капиталистического общественного строя, в частности свободные организации рабочих, действующие вне государственного вмешательства, и рост промышленности и вызываемый ею рост общего богатства должны вести к постоянному прогрессу в положении рабочего класса. Такое решение дает либерализм (см.) в его первоначальном виде или в особенности манчестерство (см.). Оно есть, в сущности, отрицание всего С. вопроса: с этой точки зрения государству делать нечего для его разрешения и вся С. политика есть одно заблуждение. Но возможно также признание, что как бы ни было печально положение рабочего класса в феодальную эпоху, его нынешнее положение имеет такие стороны, которые вовсе не являются пережитком прошлого, а наоборот, специфически характерны для капиталистического строя; однако, устранение этих сторон не требует обязательно устранения всего капитализма, создавшего громадное национальное богатство и высокую культуру нашего времени, а требует лишь реформ, правда весьма существенных, но вполне совместимых как с принципом частной собственности на орудия производства, так даже и с принципом свободной конкуренции, только при условии ограничения злоупотреблений. Такой взгляд дает место требованиям различных С. реформ, характер и направление которых весьма разнообразны. Все те реформы или вообще вся совокупность мер, которые принимаются государством для того или иного регулирования С. вопроса, составляют содержание так называемой С. политики. Объем этих мер отличается крайней неопределенностью. Всякая государственная мера имеет прямое или косвенное влияние на положение рабочего класса, поэтому можно расширять понятие С. политики до слияния с понятием политики вообще, или по крайней мере политики внутренней. Но чаще этот термин употребляется в более тесном смысле. Адольф Вагнер понимает под С. политикой "ту политику государства, которая направлена к устранению недостатков в области распределения, путем законодательной и административной деятельности"; но такое определение неудовлетворительно, так как ни нормировка рабочего дня, ни регулирование рабочих ассоциаций не могут быть в точном смысле отнесены к области распределения. Шире определение социал-реформатора Брюлля, для которого С. политика есть "отношения публичной власти к отдельным производительным сословиям и их взаимным интересам". Это определение уже слишком широко, так как оно почти уничтожает границы между политикой вообще и С. в частности. В том же роде определение Зомбарта, для которого С. политику составляют "те мероприятия экономической политики, которые имеют целью или следствием сохранение, содействие развитию или подавление определенной экономической системы, либо её составных частей"; ей он противопоставляет индивидуальную политику, к которой относятся мероприятия, направленные к благу отдельных лиц или групп без различия их принадлежности к определенной экономической системе, к определенным общественным классам. К последней относится, например, политика подоходного обложения, потому что она группирует общество не в классы, как они сгруппированы ходом экономической истории, а в до некоторой степени случайные группы, условно отделённые друг от друга произвольной цифрой дохода; напротив того, финансовая политика относится к С. области, если она прямо покровительствует тому или иному классу (протекционизм). Такое определение отличается еще большей произвольностью, чем предыдущие, в особенности потому, что оно включает в понятие С. политики те меры, которые не только преследуют цель, но имеют своим следствием воздействие на экономическую систему. Правильнее всего определить С. политику, как совокупность мер, преследующих цель улучшения экономического, политического и духовного положения рабочих классов. Эти меры весьма разнообразны как в зависимости от того, каких рабочих они имеют в виду, так и в зависимости от своего содержания и направления. С. политика может иметь в виду либо рабочих крупной обрабатывающей промышленности, либо рабочих в мастерских и торговле (приказчиков), либо рабочих сельских. Каждый из этих видов рабочих требует для себя специальных мер. Наибольшее внимание привлекают к себе рабочие в крупной промышленности, которые всего громче заявляют о своих нуждах. Система мер, вырабатываемых в их пользу в последнее время, сводится главным образом к двум видам: 1) фабричное законодательство, которое регулирует главным образом рабочее время (взрослых и малолетних, мужчин и женщин) и заработную плату, но также и другие условия существования рабочих (санитарные и пр.); 2) страхование рабочих (см.) от несчастных случаев, от старости, болезней и даже безработицы. Но кроме фабричного законодательства и страхования рабочих существует целый ряд мер, направленных к той же цели; сюда относятся меры для уменьшения армии безработных посредством общественных работ и др., устройство дешевых жилищ для рабочих и т. п. Все эти меры граничат с организованной государством благотворительностью, которая уже в область С. политики обыкновенно не включается. Западноевропейские государства стали проводить С. политику, когда возникли и сделались более или менее сильными социал-реформаторские стремления в обществе. Иногда эти стремления исходят от самих рабочих, но редко; рабочие чаще ищут исхода в учениях социализма, коммунизма или анархизма, обещающих им гораздо больше, чем могут дать социальные реформы. Гораздо чаще требование последних исходит из среды привилегированных классов, но почти всегда только тогда, когда в рабочем классе уже появилось более или менее сильное социалистическое течение. Если бы социальная политика явилась на историческую сцену ранее социализма, то последний, может быть, и не возник бы, так как рабочие увидели бы в правящих классах готовность предупреждать их желания. До некоторой степени это имело место в Англии, где консервативная партия в борьбе с либеральной в начале XIX в. искала поддержки в тогда еще совсем неорганизованном рабочем классе и провела несколько фабричных законов. Несмотря на недостаточность этих мер, они были одной из причин того, что рабочие в Англии в громадном большинстве сами скорее являются социальными реформаторами, чем социалистами. В английской литературе уже в 1840 гг. появился крупный социал-реформатор в лице Карлейля (см.), а за ним действовали Кингслей и другие руководители сильного христианско-социального (см.) движения. В других странах С. политика в интересах рабочих появилась только тогда, когда среди рабочих уже организовалась более или менее сильная социалистическая партия. Так было в Германии после того, как агитация Лассаля организовала рабочее сословие в крупнейшую С. силу. В 1872 г. в Эйзенахе был основан несколькими профессорами "Союз социальной политики", члены которого были окрещены полупренебрежительной кличкой катедер-социалистов (см.) Он научным образом разрабатывал С. вопрос и пропагандировал социальные реформы. Союз издал большое количество весьма ценных исследований и оказал сильное влияние на общественное мнение. Но практических политиков среди катедер-социалистов почти не было, и в рейхстаге голоса их сторонников стали слышаться лишь с самого конца 1870-х годов. В 1878 г. на дорогу практической социальной политики вступил князь Бисмарк, проведший через парламент страхование рабочих (см.) и некоторые другие второстепенные меры. В 1890 г. социально-политические стремления германского правительства достигли апогея в созыве международной конференции для регулирования фабричного законодательства; практическое влияние конференции на фабричное законодательство Германии и других стран было, однако, весьма слабо. С. политика для Бисмарка была одним из способов борьбы с социал-демократией; это он прямо заявил в одной из своих речей в рейхстаге 1884 г. В этих своих побуждениях социальное реформаторство имеет главной целью охрану основ нынешнего (капиталистического) строя. По своим тенденциям, оно примыкает либо к консерватизму (в партийном смысле), либо к клерикализму, либо к либерализму; к последнему всего реже, так как либерализм, по крайней мере в его первоначальном виде, как учение о возможно большей самодеятельности личности и о невмешательстве государства, принципиально наиболее враждебен С. политике, а как учение по преимуществу буржуазии, является всего менее склонным к мероприятиям непосредственно и всего более затрагивающим ее интересы. Однако, в Англии, где состав либеральной партии иной, где именно в нее со времени избирательных реформ 1 867 и 1884 гг. входят верхние слои рабочих, она в три последние десятилетия делала для рабочих сравнительно много. Социально-реформаторские принципы могут либо включаться в программы каких-либо ранее существовавших партий, либо давать повод для создания новых, специально социально-реформаторских партий. Из среды клерикалов вышли распространенные в Германии, Франции, Италии, Австрии, Бельгии, отчасти в Англии и даже в Соединенных Штатах католические социалисты (см.), которые в Бельгии и во Франции группируются как самостоятельная партия, а в Германии представляют крыло партии центра. Протестантское духовенство создало учение христианского социализма (см.), распространенного преимущественно в Германии. Из последнего в Германии (1896) выделилась самостоятельная партия "национальных социалистов". Во главе ее стали пасторы Науман и Гере и профессор Зом. В то время когда в партии христианских социалистов социализм или социальная реформа являются чем-то второстепенным и производят впечатление агитационного средства (см. Христианские социалисты, а также Штёккер), у национальных социалистов она является действительно практической задачей: в их программе говорится: "мы стремимся к увеличению доли, которую имеет труд в его различных формах, в городе и деревне, у мужчин и женщин, в общем продукте германского производства, но ожидаем этого увеличения не от утопий и догм революционного марксистского коммунизма, а от постоянной политической и общественной работы на почве существующих отношений, на которые мы желаем влиять в пользу труда". Национальные социалисты так же, как и христианские социалисты, являются сторонниками политического могущества Германии, сильной армии и флота, колониальной системы и также сохранения монархии; но их консерватизм не имеет аграрного характера и далеко не представляется таким упорным и последовательным; в их программу включено даже демократическое требование распространения всеобщего избирательного права на выборы в ландтаги и органы местного самоуправления. К этой партии в большом числе примкнули представители интеллигенции; среди неё много священников, университетских и гимназических профессоров. Она заставляла много говорить о себе, её талантливо редактируемая Науманом еженедельная газета "Die Hilfe" (Берлин) довольно сильно читается, но на выборах в рейхстаг 1898 г. она собрала всего 27000 голосов (т. е. менее ⅓%) и не провела ни одного депутата. На ее ежегодных партейтагах обнаружилось довольно резкое отличие между правым крылом, под предводительством профессора Зома, и левым, под предводительством Наумана и Гере. В 1899 г. последний даже вышел из совета партии, недовольный её недостаточно решительным протестом против поведения правительства, а в 1900 г. открыто вступил в ряды социал-демократии. Книга Бернштейна (см. Социалистические партии) вызвала горячее сочувствие в рядах национальных социалистов, в особенности ее крайних представителей. Катедер-социалисты в большинстве примыкают к консерватизму, или даже, как Адольф Вагнер, прямо принадлежат к консервативной партии; ее же ближайшей союзницей в Германии являются христианские социалисты (Штёккер). Национальные социалисты являются в общеполитических вопросах скорее национал-либералами, а отчасти демократами. Вообще же, в рядах либеральных партий Германии сочувствие к социальным реформам весьма слабо, кроме небольшой народной партии (см. Ястров). Во Франции, кроме партии католических социалистов, нет самостоятельной социальной партии, а среди других партий социальная реформа значительно менее популярна, чем в Германии, и С. политика сделала там весьма мало успехов (см. Фабричное законодательство и Страхование рабочих). В Австрии существует особая партия социал-политиков, которая отличается от германских реформаторских партий тем, что она вышла не из рядов консерваторов или клерикалов, а из рядов крайних либералов или демократов; во главе ее стоит депутат Кронаветер, прежде принадлежавший к демократической партии, и многие профессора, как Зингер, Оффнер, Филиппович. Воззрения этой партии проводит хорошо редактируемый еженедельный журнал "Die Zeit" в Вене (с 1895). На выборах 1897 г. она собрала 6000 голосов в городской курии (из 262000) и провела одного депутата. Литературу см. при словах Католический социализм, Катедер-социализм и в особенности Рабочий вопрос, Социализм и Социалистические партии, Христианские социалисты. См. Людвиг Штейн, "Социальный вопрос с философской точки зрения" (русский перевод, М., 1899); В. Зомбарт, "Идеалы социальной политики" (русский перевод, СПб., 1900); B ünnecke, "Handbuch der socialen Gesetzgebung d. Deutschen Reichs" (Лейпциг, 1891); Wasserab, "Soziale Politik im Deutschen Reich, ihre bisherige Entwickelung" (Штутгарт, 1889); Th. Ziegler, "Die sociale Frage ≈ eine sittliche Frage" (Штутгарт, 1891; 5 изд., 1895); Hitze, "Kapital und Arbeit u. die Reorganisation d. Gese l schaft" (1880; с клерикально-социальной точки зрения); его же, "Schutz dem Arbeiter" (1890); Alb. Wiess, "Sociale Frage u. sociale Ordnung" (1892); "Socialpolitisches Zentralblatt" (изд. в Берлине с 1892); "Sociale Praxis" (изд. в Берлине); J. Wolf, "Syst e m d. Socialpolitik (т. I., Штутгарт, 1892); Ad. Wagner, "Ueber sociale Finanz- u. Steurpolitik" (в Braun's "Archiv", т. IV); Gizycki, "Vorlesungen ü ber sociale Ethik"; Naumann, "National-socialer Katechismus" (Берлин, 1891); его же, "Was heist Christlich social" (2 ч., Берлин, 1894≈96); его же, "Soziale Briefe an reiche Leute" (Берлин); Sohm, "Soziale Pflichten der Gebildeten"; Damaschke, "Was ist national-sozial?" (Берлин, без года); "Protokoll ü ber die Verhandlungen des Nationalsozialen Vereins" (Берлин, 1 Vertretertag 1896, 2 ≈ 1897, 3 ≈ 1898, 4 ≈ 1899); Gibbins, "English social reformers" (Лондон, 1892; русский перевод Икса: "Английские реформаторы", М., 1896); Schultze G ävernitz, "Zum socialen Frieden, Darstellung der social politischen Erziehung des en glischen Volkes im XIX Jahrh." (2 т., Лейпциг, 1890); его же, "Carlyle's Welt- und Gesellschaftsanschaung" (Дрезден, 1893). В. Водовозов.