Служба государственная
≈ Система государственной С., существующая в настоящее время в различных европейских государствах, есть результат долгого исторического процесса, находящегося в тесной связи с развитием самого государства. В государствах, основанных германцами, должностные лица, окружавшие короля, находились в одинаковом положении с слугами всякого вотчинника: они были слугами короля, для которых на первом плане стояли интересы хозяина. Они назначались или из лиц зависимых, или из свободных дружинников, вступавших на С. к королю с целью искать покровительства и защиты против гнета других сильных дружинников. Короли привлекали к себе этих людей (называвшихся antrustiones, leudes, fideles, vassali и т.д.) в тех видах, чтобы можно было возлагать на них военную С. и придворные должности. В провинциальном управлении высшие должности тоже поручались королевским антрустионам. Содержание должностным лицам и слугам короля заключалось в известной части судебных пошлин, в подарках, но преимущественно ≈ в наделе поземельными участками. С установлением феодальной системы королевские слуги избирались из вассалов, обязанность которых заключалась в несении пожизненной С. сюзерену. С. королю и государству приняла характер повинности. Самые должности, дававшие значительный доход, рассматривались как бенефиции и жаловались частным лицам в пользование; должностные функции получили характер частного имущества, которое могло переходить по наследству. У высших владетелей были свои служители, находившиеся к ним в вассальных отношениях и отправлявшие преимущественно судебные функции. Должности в феодальном государстве замещались: 1) по договору, являвшемуся основанием вассальных отношений между ленным господином и чиновником, получавшим в лен или самую должность, или владение, и 2) из среды особого полузависимого класса служилых людей (министериалов). С конца XVIII в. начинает постепенно исчезать различие между свободными и несвободными служилыми людьми. В конце феодального периода класс зависимых служилых людей сливается с ленным рыцарством; служилые имущества, получавшиеся в вознаграждение за С., переходят или в лены, или в свободную собственность. В то же самое время входит в обычай назначение жалованья, по крайней мере низшим придворным должностным лицам. К этому же времени относится образование нового класса чиновников из лиц, изучавших в университетах римское и каноническое право. Появление на поприще государственной С. ученых юристов влечет за собою изменение в способе замещения должностей; право рождения начинает уступать место праву знания. Эта перемена, связанная с победой монархической власти над феодализмом, совершается не вдруг, а с известной постепенностью. В первоначальную эпоху усиления монархической власти чиновники являются почти исключительно с характером финансовых деятелей, но затем предметы их ведомства расширяются; после рецепции римского права легисты (см.), как люди изучившие это право, мало-помалу заменяют в судах прежних рыцарей-судей; затем ученые юристы появляются в придворных, государственных советах, в коллегиях и заведующих отдельными ветвями администрации. С образованием нового класса ученых чиновников делается ненужной прежняя повинность государственной С.; основанием для замещения должностей становится свободное соглашение, свободное предложение и принятие услуг. Вновь возникшее чиновничество является верным орудием королей в борьбе их с феодализмом: ученые юристы проповедуют безусловное повиновение королю, так как в этом ≈ опора их собственной власти. Должностные лица остаются "слугами короля", но королевская власть принимает на себя осуществление разнообразных задач государства. На месте прежнего вотчинника становится носитель известной идеи, который служит ей вместе со своими органами ≈ должностными лицами. В науке утверждается то начало, что должностные лица ≈ нейтральные и бесстрастные органы государства; совокупность государственных должностей рассматривается как особый организм, а совокупность служащих ≈ как особый общественный класс с особыми правами и обязанностями. Класс этот выливается в бюрократию (см.), кладущую свой отпечаток на весь строй государственной жизни. Однако некоторые элементы прежнего вотчинного взгляда на С. сохранились: одним из них была продажность должностей, развившаяся как во Франции, так и в Германии. Другой остаток феодальной системы, сохранившийся до революции, заключался в том, что право на занятие многих должностей по государственной С. составляло привилегию дворянства, которому было предоставлено во Франции свыше 4000 должностей. Продажность и наследственность должностей были окончательно уничтожены во Франции во время революции; тогда же был провозглашен принцип выборного начала для всех должностей административных и судебных. С восстановлением монархии выборное начало уступило место назначению главою государства, которое в настоящее время везде является преобладающим. В современных европейских странах государственная С. есть публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, отправляемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи (Коркунов). Главнейшими признаками государственной С. являются: ее публично-правовой характер, определяемый исключительно соображениями государственной пользы; назначение на С. главою правительства или лицом, которому это право делегировано верховной властью; подчиненность служащего монарху, вследствие чего служащий становится органом власти. Государственная С. есть юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, чем она отличается от служения отечеству журналиста, историка и т. п. В силу договорного происхождения государственной С. служащие противополагаются тем лицам, на которых возлагается законом исправление должности в виде натуральной повинности (напр. должность присяжного заседателя, обязанность всеобщей воинской повинности). Служащие отличаются также от тех лиц, которые обязались перед казной к исполнению работ гражданским договором; подрядчики, напр., стоят в равноправных отношениях к казне, между тем как служащий подчиняется начальству. Служебная деятельность не есть также случайное исполнение каких-либо поручений главы государства. Служащее лицо имеет определенный круг прав и обязанностей, и это дает ему характер самостоятельной личности в государственном смысле. Определение на С. отличается от определения на должность: первое обосновывает только обязанность лица к принятию соответственной должности и право главы государства поручать принятому на С. исправление известной должности. Точно так же различается увольнение от должности и увольнение от С. Для понятия о служащем безразлично, есть ли должность высшая или низшая, сопряжена ли она с известной степенью власти или состоит в исполнении технической работы. Впрочем, немецкие ученые различают Staatsbeamten и Amtsgehilfen: должностные лица имеют самостоятельное право распоряжения и приказания, вспомогательные чиновники исполняют только формальные работы при должностном лице (изготовление бумаг, докладов и т. д.); те и другие пользуются, однако, правами государственной С. В Пруссии гражданские чиновники разделяются на высших и подчиненных (Subalternbeamte): последние исполняют механические работы при высшем должностном лице. С развитием правильных начал администрации в европейских государствах установилось различие между военною и гражданскою службою и между судебными и несудебными должностями. Военнослужащие вследствие требований особо строгой дисциплины в войсках подчинены особым законам и поставлены в особое юридическое положение сравнительно с гражданскими чиновниками. Судебная служба, требующая большей самостоятельности и независимости лиц, их занимающих, отличается несменяемостью судей (см.). Условия для вступления на государственную С. в государствах Западной Европы следующие: право поступления на С. принадлежит каждому природному подданному государства, без различия происхождения и вероисповедания. Не допускаются к занятию государственных должностей иностранцы, за некоторыми исключениями, преимущественно по ученой и учебной части. Поступление на С. предоставляется лицам мужского пола; женщины допускаются лишь к занятию известных должностей (по почтово-телеграфному ведомству и др.). Поступающий на С. должен обладать гражданской честью, не быть опороченным по суду и иметь определенный возраст. Одно из главных условий для поступления на С. в Западной Европе ≈ общее и специальное образование. В Германии для поступления на государственную С. необходимо выдержать определенные испытания, имеющие форму государственного экзамена. Система испытаний введена в Пруссии еще Фридрихом-Вильгельмом I. Экзамену должны предшествовать теоретические занятия в учебных заведениях и практические занятия при государственном установлении; испытания производятся экзаменационными комиссиями из профессоров университета и правительственных должностных лиц. Наиболее строгие условия поставлены для С. по судебному ведомству: желающий занять судейскую должность обязан пробыть три года в университете, затем выдержать теоретический экзамен при апелляционном суде, после чего он получает звание референдария; после четырехлетних практических занятий референдарий сдает второй экзамен в судебно-экзаменационной комиссии; выдержавший это испытание получает звание асессора. Законом 1879 г. в Пруссии введены подобные же правила для занятия должностей по администрации: способным к занятию высших административных должностей признается лицо, которое по сдаче первого юридического экзамена пробыло два года при судебном учреждении и два года референдарием окружного управления и затем выдержало вторичный экзамен. Особые правила существуют для занятия должностей по некоторым специальным отраслям управления: так, по лесной части требуются три экзамена, по строительной ≈ два, по медицинской ≈ одно испытание независимо от специальных испытаний для отдельных частей медицинской С. Наконец, для занятия низших должностей по всем частям управления существуют особые испытания. В остальных государствах Германии действуют подобные же правила, с тем различием, что в некоторых местах стаж несколько короче. В Австрии требуется практическая подготовка перед вторым экзаменом в течение одного года, причем будущий администратор не обязан служить по судебному ведомству. Во Франции лишь некоторые отрасли администрации имеют хорошо организованный новициат (ведомства военное, путей сообщения, горное, народного просвещения). Для занятия судебных должностей требуется диплом на звание лиценциата юридических наук. Довольно старателен выбор кандидатов в финансовом ведомстве, хотя и не существует для этого особого закона. В остальных отраслях управления взамен теоретической подготовки требуется практическая ≈ предварительные занятия при том или другом установлении (stage): лица, допущенные к таким занятиям, носят название учеников (в управлениях консульств, телеграфов), аудиторов (в государственном совете), причисленных (в министерстве внутренних дел), сверхштатных и др. Особые права лиц служащих вытекают из их служебного положения; это ≈ право на защиту их безопасности и достоинства, на содержание или вознаграждение и на возмещение расходов. Вознаграждение должностных лиц нельзя приравнивать к вознаграждению лиц, состоящих на частной службе: величина вознаграждения не может быть предметом частного соглашения между властью и отдельным лицом, определяющимся на С.; содержание присваивается должности независимо от лица, ее занимающего, и размер его определяется законодательным порядком; начало соглашения может применяться лишь к низшим должностям, замещаемым по найму. В Англии, где важнейшие должности считаются политическими, система содержания как во время С., так и по оставлении ее отличается большой сложностью, образовавшеюся исторически. В большинстве государств с каждою должностью соединяется определенный оклад жалованья, а по оставлении службы назначается пенсия. Призванное исполнять требования закона и охранять порядок и безопасность должностное лицо должно быть, в свою очередь, охраняемо от посягательств на его безопасность и достоинство: беззащитность лиц служащих есть признак бессилия самого государства. Защита служащего тем более необходима, что при отправлении иных обязанностей должностное лицо сталкивается с могущественными частными интересами, часто идущими вразрез с требованиями закона и правительства. Особенная защита, которая дается служащему, имеет в виду ограждение его от насилий и оскорблений, могущих быть нанесенными ему при отправлении им своих обязанностей или вследствие отправления их, но не простирается дальше этих пределов. К обязанностям служащих относятся: добросовестное и беспристрастное исполнение своих должностей, верность главе государства, закономерное повиновение своему начальству и нравственное поведение в частной жизни; из этих требований вытекают и некоторые ограничения гражданских прав служащих, пока они находятся на С. Нарушение служащим своих обязанностей влечет за собою троякого рода юридические последствия ≈ уголовные, гражданские и дисциплинарные; не исключая друг друга, они могут наступать и одновременно, если для каждого из них имеются необходимые условия. Уголовные последствия наступают только тогда, когда нарушение обязанностей составляет преступление, предусмотренное уголовным законом. Уголовно наказуемые нарушения обязанностей службы бывают двух родов: 1) собственно преступные деяния по должности (см.), т. е. деяния, которые только служащим и могут быть совершены или которые только тогда наказуемы, когда совершены служащим, и 2) деяния, которые и сами по себе воспрещены, но влекут за собою более строгое наказание, если совершены лицом служащим. Гражданские последствия заключаются в обязанности возместить убытки, причиненные правонарушением; они наступают тогда, когда нарушение обязанностей со стороны служащего повлекло за собою имущественный вред другому лицу; потерпеть ущерб и требовать возмещения убытков могут как частные лица, так и казна (см. Особые порядки судопроизводства). Дисциплинарные последствия основаны на отношении подчиненности служащего главе государства; по своему основанию дисциплинарное право (см.) имеет характер института государственного, а не уголовного права; дисциплинарное взыскание имеет значение меры понуждения служащего к исполнению им служебных обязанностей. Особый характер носит в конституционных государствах политическая ответственность высших должностных лиц, именно министров (см.). Так как в настоящее время несение С. не есть повинность, то служебные отношения могут быть прекращены по добровольному желанию служащего. Сверх того, увольнение от С. может быть по суду и по усмотрению начальства служащего; последнее везде более или менее ограничено: в больших размерах оно применяется в странах с парламентарным управлением, где при победе какой-либо партии на выборах новое министерство старается поставить повсюду своих приверженцев. Повсеместно признана несменяемость должностных лиц судебного ведомства; прекращение служебных отношений возможно в этой сфере лишь по желанию служащего или по судебному приговору. В противоположность Зап. Европе, история государственной С. в России представляет процесс расширения начала повинности на счет начала свободного соглашения. В Руси домосковской, как и в феодальной Европе, встречается одновременное применение обоих начал. Древнерусские князья отправляли суд и управление через тивунов, тивуны же обыкновенно были рабы, холопы: взять на себя тивунство, не оговорив своей свободы, считалось равносильным поступлению в рабство. И у первых московских князей рабы состояли в должности тивунов, ключников, казначеев дьяков, вообще приказных людей. Военная служба отправлялась вольными слугами (см.), которые награждались кормлениями (см.). В институте вольных слуг начало свободного соглашения достигло высшего своего проявления. С усилением власти моск. государей право отъезда вольных слуг постепенно падает и служба становится для них обязательной; а так как вольные слуги большею частью были вотчинники, то устанавливается, таким образом, обязанность нести службу с вотчины (см.). Еще раньше стала развиваться поместная система (см. Поместье) ≈ раздача моск. князьями земель в пользование под условием службы. Во второй половине XVI в. окончательно устанавливается понятие о служилой земле: все землевладельцы обязаны государю службою. В конечном своем результате политика моск. государей привела к тому, что сложилось особое служилое сословие, которое при Петре I прозвано было шляхетством, а затем получило наименование дворянства (см.). За исправным отбыванием службы следило особое всесильное учреждение ≈ разряд, или разрядный приказ (см.), которое при Петре I преобразовано было в герольдию (см.). При Петре I характер государственной службы как повинности достигает своего апогея. При нем же впервые выделяется служба в различных государственных установлениях, как особый самостоятельный вид государственной службы, получающий название статской , или гражданской , которую в Моск. Руси несли дьяки (см.) и подьячие (см.). Вместе с этим изменяется и прежний способ вознаграждения, заключавшийся в раздаче поместий. В предшествующую эпоху денежное жалованье было назначаемо служилым людям только в виде исключения, в случае нужды или в качестве награды. В 1722 г., а потом в 1723 г. назначено было гражданским чинам определенное денежное жалованье по соответствию с рангами воинской службы. Потребность в значительной военной силе заставляла Петра Вел. и его преемников заботиться о снабжении служащими армии и флота преимущественно перед канцеляриями. Так, герольдмейстеру предписано было наблюдать, чтобы в "гражданстве более одной трети от каждой фамилии не было. Обыкновенно должности по гражд. С. замещались лицами, негодными к военной службе. Через все царствование Петра, как и при преемниках его, тянется ряд строгих мер, чтобы заставить шляхетство служить. С этой целью учреждались правильные смотры дворянским недорослям, на которые они должны были неоднократно являться по достижении ими известного возраста. Смотры имели целью, кроме разбора и приема годных на службу, еще поверку знаний, которые недоросли приобретали дома или в школах. Уклонявшиеся от явки на службу ≈ так называемые нетчики (см.) ≈ лишались вотчин и поместий; указы грозят им "жестоким наказанием". Несмотря на суровые указы царя, недоросли и дворяне являлись на службу весьма неохотно, что видно из часто повторявшихся распоряжений Петра, которые грозили нетчикам все более и более жестокими наказаниями и даже объявляли их вне закона (см.). При Анне Иоанновне установлен точный порядок для смотров дворянских недорослей и правила, по которым они распределяются по полкам и канцеляриям; определение к должностям производилось сенатом. При избрании на престол Анны Иоанновны дворянство прямо выразило свое недовольство крепостною пожизненною службою государству и заявило желание, чтобы служба была ограничена 20-ю годами. В 17 3 6 г. служба дворянства из пожизненной была обращена в срочную и ограничена 25-ю годами, а манифестом 18 февр. 1762 г. обязательная служба дворянства была совершенно отменена. Отмена эта была в 1785 г. подтверждена жалованной грамотой дворянству. Перестав быть повинностью дворянства, государственная С. сделалась его привилегиею: законодательство наше поныне продолжает смотреть на дворянство, как на сословие, по преимуществу призванное к государственной С. С течением времени привилегии, предоставленные в этом отношении потомственным дворянам и детям личных дворян, были распространены и на другие разряды: сыновей лиц, находившихся на государственной С., сыновей коммерции советников и купцов 1 гильдии, сыновей священнослужителей и т. д. Запрещено было принимать на государственную С. лиц податного состояния, детей купцов 2 гильдии, личных почетных граждан и сыновей, не служивших обер-офицерских детей, пользующихся по службе своих дедов званием потомственных почетных граждан. Из этого правила с течением времени установлены многочисленные исключения, частью для отдельных родов службы (финансов, контроля, телеграфа и мн. др.), частью для отдельных местностей. С другой стороны, целый ряд должностей в настоящее время может быть замещаем по вольному найму. С правами по происхождению в значительной степени конкурируют права по образованию. Высшее образование, а также окончание курса средних учебных заведений с отличием дает право на поступление на государственную С. и тем лицам, которые не имеют его по своему происхождению. Лица, имеющие дипломы, при поступлении на С. утверждаются в том классном чине, на который им дают право их ученая степень, звание или аттестат заведения (высшее образование дает право на утверждение в чинах XII, X, IX и даже VIII класса). При поступлении на С. соблюдаются следующие условия: принятым на С. можно быть не ранее достижения 14 л., но начало действительной С. считается лишь с 16-летнего возраста. Различие вероисповедания или племени не препятствует поступлению на С. Исключением из этого правила является недопущение на гражданскую С. евреев, не получивших высшего образования; впрочем, в нашей административной практике установилось в последнее время почти полное недопущение на С. евреев, а также ограничение числа служащих католиков определенным процентным отношением к общему числу служащих. Наше законодательство в противоположность германскому не требует, чтобы лица, вступающие в ту или другую отрасль С., непременно имели известный уровень образования. Для поступления на С. канцелярским служителем лицу, не имеющему по образованию права на классный чин, достаточно уметь читать и писать и знать основания грамматики и арифметики (см. Канцелярские служители). Для производства в первый классный чин требуется экзамен в объеме курса уездного училища, а затем для производства во все дальнейшие чины, и, следовательно, для назначения на все административные должности не требуется уже никакого образовательного ценза. Установлено лишь, чтобы поступающие на государственную С. получили образование непременно в России, по крайней мере в возрасте от 10 до 18 лет: лица, воспитывавшиеся в этом возрасте за границей, лишаются права поступления на государственную С. без особого высочайшего разрешения. По Петровскому законодательству практическая подготовка служащих обеспечивалась тем, что чины соответствовали должностям, прохождение С. обязательно начиналось с первого чина и дальнейшее производство шло в строгой последовательности. С начала XIX стол. правительство начинает заботиться о надлежащей подготовке чиновников. Указ 1809 г., составленный по мысли Сперанского, предписывал сдавать особенный экзамен для получения чина коллежского асессора. Эта мера вызвала всеобщее неудовольствие не только со стороны чиновников, но даже со стороны таких людей, как Карамзин; тотчас после удаления Сперанского появились многочисленные изъятия из этого закона, а в 1834 г. он был вовсе отменен. В настоящее время, когда нет уже более строгого соответствия между чином и должностью, чинопроизводство не может более иметь прежнего значения подготовки опытных служащих. Между тем, в законе не установлено ничего другого для обеспечения правильной практической подготовки к занятию государственных должностей: законодательство ограничивает даже предварительное практическое испытание лиц, поступающих на С., установляя, что оно может длиться отнюдь не долее четырех месяцев. Лишь некоторые ведомства требуют предварительного специального образования для служащих: напр. для занятия судебных должностей требуется юридическое образование (которое может быть заменено опытностью, приобретенною на С. по судебной части). Потребности других ведомств, требующих служащих со специальными познаниями (народного просвещения, горное, межевое, путей сообщения, лесное, медицинское и т. д.), удовлетворяются многочисленными специальными школами. По общему правилу, иностранцы не принимаются на С.; исключение установлено для ученой части, а также для лиц, выдержавших экзамен на медицинские и аптекарские звания, для механиков, мастеров, художников и вообще сведущих в горнозаводском, соляном и монетном деле; наконец, права государственной С. могут быть предоставлены иностранцам в виде награды. Лица женского пола допускаются на С. в общественные и правительственные учреждения: к занятиям по счетной и письменной части в заведениях Ведомства учреждений императрицы Марии, к занятию должностей в женских лечебных заведениях, к занятиям на воспитательном поприще, на должности телеграфистов, по счетной и письменной части в учреждениях государственного контроля и управлениях железных дорог (без прав государственной С.), к занятиям врачебным (также без прав государственной С.) и др. Утрата права вступать на С. является последствием лишения всех или некоторых прав состояния, а временное лишение этого права ≈ последствием выхода или исключения из духовного звания. Для поступления на С. требуется подача прошения на высочайшее имя. Принятие на С. и определение к должностям совершается приказами подлежащих властей, публикуемыми в "Правительственном вестнике" и "Сенатских ведомостях" или в местных "Губернских ведомостях". Непосредственно верховной властью замещаются должности первых трех классов; должности четвертого и некоторые пятого класса ≈ ею же по представлению министров; определение чиновников на должности пятого и шестого классов предоставляется министрам и главноуправляющим; остальные должности замещаются директорами департаментов (в центральных учреждениях) и губернскими властями (в губернских установлениях). При первоначальном определении на С. служащие обязаны приносить верноподданническую присягу. Назначение на известную должность обусловливается соответствием должности и чина, хотя строгое совпадение чинов и должностей, установленное табелью о рангах 1722 г., в настоящее время уже не существует (см. Чины и Табель о рангах). Хотя военная и гражданская С. у нас разделены, однако в виде изъятия военные чины допускаются к занятию гражданских должностей. Никто не может занимать должность одновременно в разных ведомствах или занимать две или более должности в одном и том же ведомстве; но эти правила соблюдаются строго лишь в судебном ведомстве и в отношении некоторых должностей других ведомств, вообще же соединение двух или более должностей в одном и том же ведомстве может быть разрешено высочайшим повелением, а дозволение служить в различных ведомствах одновременно предоставляется взаимному соглашению подлежащих начальств. Запрещается определять членами присутственных мест чиновников, соединенных родством или свойством с председателем или другими членами тех же мест. Запрещается определять к губернаторам чиновников для особых поручений из родственников и однофамильцев. Служащий должен иметь свое место жительства там, где он служит; отлучки служащих возможны только с дозволения начальства (см. Отпуск). На служащем лежит обязанность хранить свято и нерушимо всякую вверенную ему тайну, касающуюся службы и пользы Е. И. В. Служащий обязан оказывать уважение начальству и исполнять его законные приказания; он обязан также и в частном быту вести такой образ жизни, который бы не подрывал достоинства власти. Начальники обязаны наблюдать за поведением и обхождением своих подчиненных. Наконец, служащим воспрещаются некоторые занятия, не совместимые с государственной С. (см. Совместительство). Содержание служащих определяется по чину, по должности (согласно штатам, см.), по высочайшему усмотрению или по особому распоряжению начальства. Содержание состоит из жалованья, столовых и квартирных денег (см.); при увеличении содержания, получаемого служащим, производятся известные вычеты (см.). Служащий имеет при определении на С. право на пособие, а при выходе в отставку ≈ право на пенсию (см.) или единовременное пособие (см.). Он имеет право на усиленную уголовную охрану от преступлений при исполнении или по поводу исполнения судебных обязанностей. Для предания суду самих должностных лиц по преступлениям должности установлен особый порядок, и самое предание суду зависит не от судебных органов, а от начальства служащего. О наградах, жалуемых служащим, см. Награды. Чиновники гражданского ведомства имеют право носить установленную форменную одежду. Служебные отношения прекращаются, по общему правилу, увольнением от С. согласно прошению служащего. Прошения об увольнении от С. могут быть подаваемы во всякое время (кроме лиц, обязанных срочной службой за стипендию, которую они получали в учебном заведении); подаваемые прошения должны быть мотивированы, ибо закон дозволяет просить об увольнении по домашним и другим обстоятельствам. Просьбы подаются тем же порядком, как и просьбы об определении на С.; увольнение от должности зависит от той же власти, которая назначает на должность, но никто не может быть уволен до сдачи должности установленным порядком. Увольнение от должности (без прошения), отрешение от нее и исключение из С. являются последствием осуждения за преступление должности. На основ, ст. 838 п. 3 Уст. о сл. гражд., чиновник, по убеждению начальства, неспособный к исправлению возложенной на него должности, или почему либо неблагонадежный, или сделавший вину, известную начальству, но такую, которая не может быть доказана фактами, может быть, по усмотрению начальства, от которого зависит определение к должности, уволен от С. без просьбы с его стороны и без объяснения причин (так называемое увольнение по третьему пункту). Хотя начальствам вменяется в обязанность приступать к подобному увольнению чиновников с достаточной осмотрительностью, но это лишь благой совет: в сущности, такая власть ставит подчиненного в безусловную зависимость от начальства. Это противоречит тому положению нашего законодательства, в силу которого подчиненный исполняет лишь законные распоряжения начальника. В Пруссии и Баварии начальство может по своему усмотрению удалить чиновника от занимаемой им должности, но не может лишить его присвоенного должности содержания без вины, признанной судебным или дисциплинарным порядком; таким образом, полная материальная обеспеченность служащего совмещается в этих государствах с надлежащей свободой правительства в распоряжении служебным персоналом. О каждом служащем чиновнике ведутся на месте его служения особый послужной (формулярный) список (см.). Собрание подробных сведений о С. всех чинов, занимающих классные должности, составление общего расписания классных должностей в империи, составление списков чинам первых четырех классов (три раза в год) и издание адрес-календаря, или общей росписи служащих в государстве (на каждый год), относится к обязанностям инспекторского отдела Собственной Его Имп. Вел. канцелярии (см.). При увольнении в отставку чиновник получает аттестат. Об особых преимуществах гражданской С. в отдаленных местностях, а также в губерниях западных и Царства Польского см. Правами государственной С., хотя с некоторыми ограничениями ≈ напр. без права на пенсию, ≈ пользуются определенные должности по выборам в дворянских, земских и городских учреждениях (см.), а также служащие в некоторых благотворительных учреждениях (Имп. человеколюбивом обществе, учреждениях Красного Креста и др.), управляющие частными жел. дор. и др. Законоположения о государственной С. изложены в Своде Уставов о С. гражданской (Св. Зак., т. III, изд. 1896 г.), в состав которого не введены особые правила о С. гражданской в губерниях Царства Польского. При новом издании в 1896 г. III т. Св. Зак. правила о службе по выборам перенесены в законы о состояниях и в др. части Св. Зак. Служба по выборам в сословных учреждениях отличается тем, что в известных пределах она поныне сохранила характер обязательной повинности (см. Сельское общ.; Дворянство). Ср., кроме общих курсов государственного права, G önner, "Der Staatsdienst aus dem Gesichtspunkt des Rechts und der Nationalökonomie betrachtet" (1808); Heffter, "Üeber die Rechtsverhä ltnisse der Staatsdiener etc." (Берл., 1820); B ülau, "Die Behö rden in Staat und Gemeinde" (1836); Gneist, "Geschichte und heutige Gestalt der Amter in England" (Берл., 1857); Thilo, "Die preussische Disciplinargesetzgebung fü r die unmittelbaren und mittelbaren Staatsbeamten" (Берл., 1864); Dareste, "La justice administrative en France" (Пар., 1862); "Die Vorbildung zum hoheren Verwaltungsdienste in den deutschen Staaten, Österreich und Frankreich" ("Berichte und Gutachten veroffentlicht vom Verein fü r Socialpolitik", Лпц., 1888); Нелидов, "Юридические и политические основания государственной С." (Яросл., 1874); Куплеваский, "Государственная С. в теории и в иностранном действующем праве" (Харьк., 1888).