СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской, светский),
• обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. С. широко проводилась во время Реформации.
• В Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви.
• С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церк. ин-тов.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
секуляризации, мн. нет, ж. (от латин. secularis - светский) (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания.
конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.
конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.
Толковый словарь В. И. Даля
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
ж. лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье; замещенье духовного лица, звания или места светским.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
≈ в средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis ≈ мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состояния или владения в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в уграте ею всех свойств церковного имущества и переходе в светские руки. По катоническому праву такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воле церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом (см.), так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство (см. соотв. статью). В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрихе II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь лучших представителей самого духовенства (напр., Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырям (одним монастырям ≈ около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных княжеств, напр., владения духовных курфюрстов (см.) или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы (см.), но главным образом С. совершилась в ХVI в. Государи, принимавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали церк…
Полное определение слова «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Секуляризация в России
≈ (о развитии и характере церковного землевладения в России ≈ см. Монастыри и Духовенство). Первые признаки нарождающегося движения в пользу С. замечаются у нас в конце XIV в. среди представителей самой церкви; это направление развивается явственно в конце XV и начале XVI в., и одновременно с ним течение в пользу С. заявляет о себе в обществе ≈ в ереси жидовствующих ≈ и в управлении Иоанна III и Василия III. В XVI стол. два первых течения иссякают, а третье, напротив, проявляется все настойчивее и чаще. В XVII в. Уложение царя Алексея Михайловича заключает несколько весьма серьезных мер в этом направлении, торжеством которого были церковные реформы Петра Вел. и Екатерины II. Причины С. у нас были почти те же, что и на Западе: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом еще до времени принятия Русью христнства и перенесенный в Poccию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: "Церковное богатство ≈ нищих богатство", и на основании него требовала, чтобы монахи не "вступались в села" и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность. Так как в средние века Номоканон чтилс…
Полное определение слова «СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ» ≈ (о развитии и характере церковного землевладения в России ≈ см. Монастыри и Духовенство). Первые признаки нарождающегося движения в пользу С. замечаются у нас в конце XIV в. среди представителей самой церкви; это направление развивается явственно в конце XV и начале XVI в., и одновременно с ним течение в пользу С. заявляет о себе в обществе ≈ в ереси жидовствующих ≈ и в управлении Иоанна III и Василия III. В XVI стол. два первых течения иссякают, а третье, напротив, проявляется все настойчивее и чаще. В XVII в. Уложение царя Алексея Михайловича заключает несколько весьма серьезных мер в этом направлении, торжеством которого были церковные реформы Петра Вел. и Екатерины II. Причины С. у нас были почти те же, что и на Западе: огромное развитие беломестных (свободных от налога) церковных земель, тяжело отзывавшееся на народном и государственном хозяйстве, и вредное влияние этого развития на монастырские нравы. Движению против монастырского землевладения способствовало, сверх того, несоответствие его обету нестяжания, явно сквозившее сквозь компромисс, выработанный византийским правом еще до времени принятия Русью христнства и перенесенный в Poccию вместе с Номоканоном. Он состоял в том, что монах не может иметь личной собственности, но может пользоваться собственностью монастырской. На этом основании Номоканон признавал права монастырей, между прочим, и на земельную собственность, населенную арендаторами-крестьянами, отрицая безусловно только прямое церковное рабовладельчество. Для того, чтобы владение большими имениями не вредило аскетической строгости жизни, церковь установила принцип: "Церковное богатство ≈ нищих богатство", и на основании него требовала, чтобы монахи не "вступались в села" и монастырское начальство тратило на продовольствие монахов минимальную долю доходов, а все остальное употребляло бы на церковное строение и украшение, школьное дело и всяческую благотворительность. Так как в средние века Номоканон чтилс…
Словарь иностранных слов
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
[ср.-лат. saecularis светский] - 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, напр. с. школьного преподавания; 3) * освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве).