Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
СВЯТКИ
т. е. святые дни ≈ двенадцать дней посде праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и св. вечерами , может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней посде праздника Рожд. Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также "слова" св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. (δωδεχαημερον) подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. "никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях", и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает "в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни" (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 ≈ 34). См. прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. I, СПб., 1882).