СВЕЧА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

СВЕЧА

Свеча (этногр.)

≈ играет большую роль в народных поверьях и обрядах; в сказках встречается очень редко; в песнях отсутствует. Известны С. громничные (см. "Этнографическое Обозрение", XI, 189; XIX, 28; XXVII, 118, 120; XXXI, 143), С. крещенская, С. венчальная, С. обидящая, С. воровская ("Этнографическое Обозрение", VI, 83; X, 55) и др. (см. в "Культурные переживания" Н. Сумцова, ╖╖ 37, 113, 116, 188). Обидящая С. (в Малороссии и в Донской обл.) ставится нижним концом вверх, чтобы вызвать у вора угрызения совести или погубить врага. Она встречается в старинных малор. судебных процессах о колдовстве (напр., в проц. 1705 г. в каменец-подольском магистрате). В основе поверий об обидящей С. лежит древнее сближение души с огнем. В последние годы неоднократно возникали уголовные процессы по поводу С. из человеческого жира. В темной народной массе еще живет суеверное предположения, что вор, располагающий С. из человеческого жира, свободно может красть при непробудном сне хозяев. Как в Великой, так и в Малой России, для получения жира выкапывают трупы или даже убивают детей. В Малороссии такое поверье связано с рукой мертвеца. В Московской Руси XVI≈XVII стол. воры употребляли руку трупа для усыпления хозяев. Своеобразное значение имеет встречающийся кое-где обычай "женитьбы свечки": вечером 1 сентября на базаре торговые люди ставят на столе деревцо, украшая его цветами, С., яблоками, сластями, угощают друг друга водкой, поют песни. В Киеве такие вечеринки устраивают хозяева-ремесленники для своих рабочих. В "Киевлянине" 1889 г. (╧ 190) сделана попытка исторического истолкования этого обычая королевской грамотой 1506 г., снявшей с киевлян неприятный налог "на каганец"; но такое объяснение не может быть принято, так как обычай "женить свечку" встречается не только в Киеве, но и в Великороссии, и в западно-европейских странах, только с другими названиями или в приурочении к другим событиям (в Малороссии ≈ на свадьбах, в Великороссии ≈ на масляной, на Западе ≈ на Рождество Христово). Чествование деревца с возжением С. встречается в глухих местах Кавказа, в Монголии, в Аравии. В основании обычая лежит древнейший культ Солнца и символическое выражение растительной силы, в виде украшенного деревца. Название обычая "женитьбой свечки" ≈ местное; вероятно, оно произошло от обычая перевязывать деревцо и С. на нем красными лентами, что наводит на мысль о свадебном торжестве. В историко-бытовом отношения заслуживает внимания старинное домашнее производство восковых С., совершавшееся с благоговением, с молитвами. В воск примешивали краски и получали тогда цветные С. Иногда украшали С. золотой бумагой. Обычай домашнего приготовления церковных С.вытеснен монопольным заводским производством духовного ведомства. Кое-где (напр., в Галиции) еще сохранился старый обычай домашнего приготовления С. для церкви. Н. С≈в .