Большой российский энциклопедический словарь
РÓНДО (итал. rondо, франц. rondeau, от rond - круг), муз. форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и разл. эпизодов. Происхождение связано с нар. песенно-танц. музыкой. Различают Р. старинное (в пьесах франц. клавесинистов, сюитах И.С. Баха), классическое - с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инстр. пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классич. школы) и послеклассическое - с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.).
Большой российский энциклопедический словарь
РОНДO (франц. rondeau), в стихосложении - твёрдая форма , стихотворение в 15 строк с рифмовкой ааbbа, аbbr, ааbbаr (см. Рифма ), где r - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РОНДО нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к-рой несколько раз повторяется рефрен.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РО́НДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном.
• 2. нескл., ср. Закруглённый рукописный и печатный шрифт.
• 3. неизм. О пере: со срезанным концом для писания таким шрифтом. ПероР-
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
нескл., ср. 1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная Форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (рондо). Форма инструментальной музыки (сольной и симфонической), с многократным повторением главной темы в чередовании с одной или несколькими побочными (муз.). Рондо в Патетической сонате Бетховена. 3. (рондо). Особо закругленный рукописный, а также печатный шрифт.
в знач. неизмен. прил. Перо с тупым концом - для писания таким шрифтом. Писать пером рондо.
Толковый словарь В. И. Даля
ср. несклон. франц. стихотворенье, в котором первый стих повторяется последним; музыкальное, подобное сему сочиненье.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Рондо Клавдий
(├ в 1740 г.) ≈ английский резидент в России в 1728≈1739 г., автор "Записки о некоторых вельможах русского двора в 1730 г." (напечатана в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1861 г., кн. II. и в "Приложении" к "Письмам" Леди Р.) и "Донесений" (1728≈33), касающихся торговых интересов России и Англии и других политических отношений ("Сборник Императорского Исторического Общества", т. 66, 1889).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Рондо английская писательница
(в первом браке Вард, 1699≈1783) ≈ леди, жена английского резидента при русском дворе, писательница о России. В России Р. жила с 1731 до 1739 г. В третий раз вышла замуж за квакера Вильяма Вигора. В 1775 г. она издала в Лондоне "Letters from a lady who resided some years in Russia to her friend in England; with historical notes"; в следующем году появился французский перевод этих "Писем", а в 1836 г. ≈ русский, сделанный Касторским (с пропусками и небрежно). Новый русский перевод Е. Карновича, с предисловием К. Н. Бестужева-Рюмина, вышел под редакцией С. Н. Шубинского: "Записки иностранцев о России в XVIII столетии. Т. I. Письма леди Р." (СПб., 1874). В своих "Письмах" к лондонской приятельнице Р. дает легкие очерки нравов, сообщает анекдоты, сплетни и характеристики, не всегда верные, лиц, с которыми ей приходилось сталкиваться. Всех писем 37. Во многих случаях они могут служить продолжением "Записок герцога де Лириа". Исправлением и дополнением "Писем" Р. являются "Примечания" неизвестного автора в "Русской Старине", 1878 г., ╧ 2.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Рондо музыкальная форма
≈ музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном Р. главная тема повторяется вперемежку с другими. Установившихся форм Р. пять. В первой форме за начальной темой или так называемой партией следует ход, модулирующий в разные тональности и возвращающийся в конце к тональности главной партии. Во второй форме после главной партии следует вторая тема или так называемая побочная партия, с новым содержанием, а за ней ≈ повторение главной партии. В третьей форме главная партия идет вперемежку с двумя побочными. Порядок их чередования следующий: главная партия, первая побочная, главная партия, вторая побочная, главная партия. Четвертая форма отличается от третьей только тем, что после последнего повторения главной партии повторяется еще раз побочная первая, в тональности главной. Пятая форма Р. сложилась из четвертой путем приставки заключительной партии после побочной первой. Чередование партий в этой форме следующее: главная партия, побочная первая, заключительная партия ≈ главная партия, побочная вторая ≈ главная партия, побочная первая, заключительная партия. Для большей округленности и симметричности выбрасывается иногда главная партия, поставленная перед второй побочной. Вследствие замены второй побочной партии тематической разработкой мотивов главной партии, или побочной, или заключительной, является сонатная форма (см.). Первые три формы Р. пишутся преимущественно в медленном темпе, остальные ≈ в скором. Третья форма пишется как в медленном, так и в скором темпе. Форма партий различна. При медленном темпе главная партия имеет форму двухколенного склада, при скором ≈ форму периода. Побочная партия первая во всех формах Р., где она применяется, имеет форму периода. Побочная партия вторая имеет форму двухколенного склада. Форма заключительной партии ≈ предложение, реже период. Главная партия пишется при своих повторениях всегда в первоначальной главной тональности. Побочная партия, при отсутствии второй побочной, пиш…
Полное определение слова «РОНДО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Рондо стихотворная форма
(франц. Rondeau) ≈ стихотворная форма, когда-то популярная во французской поэзии: стихотворение из 13 стихов на две рифмы, мужскую и женскую, и из двух куплетов (8+5 стих.), из которых каждый кончается теми словами, которыми начинается стихотворение. Известно Р. Вуатюра: "Ma foi, c'est fait de moi ", дающее образец и теорию этой искусственной формы. Бенсерад (см.), переложил в Р. все "Метаморфозы" Овидия. В XVIII в. Р. исчезло; теперь, в погоне за старыми формами, поэты иногда воскрешают и Р. У нас пробовал свои силы в этой форме Тредьяковский (С. А. Венгеров, "Русская поэзия", I, прил. стр. 75, стр. 3).
Словарь иностранных слов
[ит. rondo] - муз. пьеса, в которой главная тема (рефрен) повторяется несколько раз и ей противопоставляются несколько побочных тем; музыка р. обычно носит веселый, оживленный характер.
Словарь иностранных слов
[фр. rondeau] - 1) особый закругленный рукописный, а также печатный шрифт; 2) перо с широким концом для письма таким шрифтом.
Большой русско-английский словарь
I ро́ндо муж.
нескл.
муз. rondo II рондо́ ср.
нескл. лит. rondeau, rondel
с. нескл., муз. rondo.
с. нескл. лит. rondeau, rondel
Большой русско-украинский словарь
сущ. ср. рода ; неизм. муз. рондо імен. ; незмін.