РОМАНТИ́ЗМ -а, м.
• 1. Направление в искусстве конца 18 - первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.
• 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Революционный р.
• 3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.). II прил. романтический, -ая, -ое. |
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
РОМАНТИЗМ
романтизма, мн. нет, м. (фр. romantisme). 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы (лит.). 2. Умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности (книжн.). Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Белинский.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
РОМАНТИЗМ
≈ Р. можно понимать, с одной стороны, как известное поэтическое настроение, а с другой ≈ как историческое явление, характерно выразившееся в европейской литературе первой половины XIX столетия. Сущность романтического настроения выясняется Белинским в его статьях о Пушкине. "В теснейшем и существеннейшем своем значении, ≈ говорит Белинский, ≈ Р. есть ничто иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека заключается таинственный источник Р.: чувство, любовь есть проявление или действие Р., и потому почти всякий человек ≈ романтик. Исключение остается только или за эгоистами, которые кроме себя никого любить не могут, или за людьми, в которых священное зерно симпатии и антипатии задавлено и заглушено или нравственной неразвитостью, или материальными нуждами бедной и грубой жизни. Вот самое первое, естественное понятие о Р.". При таком широком определении Р., Белинский вполне естественно находит его во всех странах, во все периоды развития мировой литературы, так как "человек по натуре своей всегда был, есть и будет один и тот же". Р. есть и на Востоке, "мифы которого ≈ самое верное свидетельство романтической жизни народов и выражают одно неутолимое вожделение ≈ одно чувство: сладострастие, ≈ одну идею: вечную производительность природы"; в греческом Р. "любовь является уже в высшем моменте своего развития: там она ≈ чувственное стремление, просветленное и одухотворенное идеей красоты; это изящное, проникнутое грациею наслаждение"; в этом античном Р. был сильный мистический элемент, выражавшийся в "борьбе титанических естественных и сердечных стремлений против олимпийских богов"; в средние века "Р. составлял беспримерную самобытную силу, которая, не будучи ничем ограничиваема, дошла до последних крайностей противоречия и бессмыслицы, так как этим странным миром средних веков управлял не разум, а сердце и фантазия"; "Р. нашего времени есть сын Р. средних веков, но он же очень сродни и Р. греческому, он ес…
Полное определение слова «РОМАНТИЗМ» Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
РОМАНТИЗМ
Романтизм в живописи
≈ см. Классицизм и романтизм в живописи.
≈ см. Классицизм и романтизм в живописи.