Роза Сальваторе
(Rosa) ≈ итальянский живописец, гравер, поэт и музыкант, род. в Ренелле, неподалеку от Неаполя, 20 июня 1615 г., был воспитан в монастыре и приготовлялся к духовному званию, но вскоре почувствовал непреодолимое влечение к искусству и стал учиться сначала музыке, а потом живописи. Наставниками его в последней были сперва его шурин, Фр. Франканцоне, ученик X. Риберы, затем сам Рибера и, наконец, баталический живописец Аньелло Фальконе. Кроме этих художников, развитию таланта Р. в значительной степени способствовало писание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи. Восемнадцати лет от роду он пустился странствовать по Апулии и Калабрии, попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе. В 1634 г. переехал в Рим, где не замедлил приобрести себе известность изображениями характеристичных, полных жизни сцен из быта пастухов, солдат и бандитов, но, благодаря своим сатирам и в особенности двум картинам: "Скоротечность человеческой жизни" и "Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным", до такой степени восстановил против себя римское общество, что должен был удалиться в Неаполь. Когда там вспыхнула революция Мазаниелло, он участвовал в ней. С 1650 по 1660 гг. работал во Флоренции, при дворе великого герцога Дж.-К. Медичи, по временам посещая Рим. Наконец, снова поселился в этом городе, где и умер 15 марта 1673 г. Принадлежа по направлению дарования к натуралистам неаполитанской школы живописи, имея некоторое сродство со своими учителями, Риберой и Фальконе, Р. тем не менее выказал, при большом разнообразии в выборе сюжетов, много оригинальности в их трактовке. В картинах на исторические темы он умел соединять реалистичность изображения с благородством оживленной композиции и с сильным выражением идеи. Лучшей из таких картин считается "Заговор Катилины" (в галерее дворца Питти, во Флоренции). В числе прочих произведений Розы в этом роде достойны внимания особенно: "Ангел и Товия" и "Явление Саулу тени Самуила" (в Луврском музее, в Париже), "Иона в Ниневии" и "Кадм и Минерва" (в копенгагенской галерее), "Распятие" (в Брауншвейгском музее), "Прометей" (в Гаагской галерее), "Блудный сын", "Улисс и Навзикая" и "Демокрит и Протагор" (в Императорском Эрмитаже) и некоторые др. Портреты работы Р. очень характерны и экспрессивны, что заставляет предполагать об их сходстве с позировавшими перед ним лицами. В тех ландшафтах, которые выходили из-под его кисти во время пребывания его во Флоренции, как, например, в большом приморском виде, находящемся в галерее Колонна, в Риме, знатоки живописи усматривают влияние Клода Лоррена. В других картинах подобного рода заметна некоторая деланность и вялость. Зато Р. является превосходным, совершенно самобытным мастером, проникнутым поэзией, когда изображает суровые горы, дикие ущелья, глухие лесные чащи, особенно тогда, когда пишет на полотнах небольшой величины. Есть немало его картин, в которых пейзаж играет второстепенную роль, а главное содержание составляют человеческие фигуры ≈ по большей части фигуры солдат и разбойников. Такие картины можно видеть в Императорском Эрмитаже ("Солдаты, играющие в кости"), в венской, мюнхенской, гаагской и др. галереях. Наконец, Р. прекрасно писал очень сложные картины сражений, замечательный образец которых имеется в Луврском музее, в Париже. Относительно колорита Р. должно сказать, что он вообще не отличается большим блеском, но чрезвычайно приятен по своей теплоте и по выдержанности светотени. В последние годы своей жизни Р. усердно занимался гравированием. Всего им исполнено 86 офортов собственной композиции, из которых многие могут быть причислены к лучшим созданиям художника и в хороших оттисках очень ценятся любителями эстампов, таковы, например, "Св. Вильгельм пустынник", "Платон и его ученики", "Воин, сидящий на холме" и др. Р. сочинил несколько драм, в которых иногда выступал в качестве актера, а также ряд едких сатир. Биографии этого многостороннего художника изданы Фр. Бальдинуччи (новое венецианское изд., 1830 г.), Фьорилло (с приложением сатиры Р.; "Стихотворное искусство", Геттинген, 1785) и Ч. Канту (Милан, 1844). А. С≈в.