Большой российский энциклопедический словарь
РОД, коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный Р.) или отцовской (патрилинейный Р.) линии, ведущих происхождение от общего предка. Для Р. характерны экзогамия, часто - родовое имя, родовые культы и др. В эволюционистских теориях Р. считался основой первобытного (т.н. родового) строя. В совр. лит-ре в близком значении употребляются также термины "клан", "линидж" и др.
Большой российский энциклопедический словарь
РОД (биол.), осн. надвидовая таксономич. категория (ранг) в биол. систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Напр., разные виды кошек (дикая, камышовая, бенгальская и др.) составляют Р. кошек; виды сосен (обыкновенная, сибирская и др.) - Р. сосен. Близкие Р. объединяют в семейство.
Большой российский энциклопедический словарь
РОД, грамматич. категория, состоящая в распределении слов или форм по двум или трём классам, к-рые принято называть муж., жен. и средним Р. У существительных категория Р. является классифицирующей, у др. частей речи - согласовательной, напр. у прилагательных, у местоимений - анафорической. В нек-рых языках - муж. и жен. Р., общий Р. Категория Р. развилась на базе первонач. семантич. классификации по признакам "живое - неживое" и (или) "мужской - женский пол". В нек-рых языках категория Р. отсутствует.
Большой российский энциклопедический словарь
РОД ВОЙСК (сил), составная часть вида вооруж. сил. В ряде гос-в, напр., к родам Сухопут. войск относятся мотострелк., танк. войска, ракетные войска и артиллерия и др., в ВВС - бомбардировочная, разведыват. авиация и др., в ВМФ к родам сил относят подвод. и надвод. силы и др.
Большой российский энциклопедический словарь
РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное - субъективное у Г.В.Ф. Гегеля), формальных признаков (А.Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпич. поэма, лирич. драма), в каждом произв., как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоц. размышление (лирика), диалогич. изображение событий (драма). Разделение лит-ры на роды - предпосылка дальнейшего членения её на виды и жанры.