Рифма в Библии
(евр. ≈ "куст растений", Числ., XXXIII, 18≈19) ≈ одно из мест остановки евреев в пустыне, предполагаемое между Асирофом и Римнон-Фарецем (ср. Числ., XXXIII, 17≈18; XI, 35; XIII, 1, 4, 18, 27), в широкой равнине Вади Абу Ретемат или Ритна, где есть растительность и источник пресной воды. Израильтяне находились здесь весьма долго (Второзак., I, 46). Отсюда посланы были послы для осмотра земли обетованной; здесь происходило известное возмущение рифамское (Числ., гл. XIII и XIV; Второзак., I, 19). Здесь были израильтяне и в конце своего странствования; здесь скончалась Мариам; отсюда Моисей посылал послов к царю едомскому и отсюда, обойдя с юга землю идумейскую, израильтяне отправились к горе Ор (Числ., XX, 1, 14, 22). См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
РИФМА
Рифма в стихосложении
(происхождение спорно: от греч. ρυθμός или древненемецк. rim, число) ≈ созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время как в аллитерации (см.) главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе (см.) ≈ гласным, полнота созвучия в Р. требует тожественности или, по крайней мере, слухового сходства целых слогов, начиная со звука с ударением. В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода Р.: мужскую, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха, женскую, где оно на предпоследнем, и трехсложную, дактилическую (schwebende Reime), в которой ударение ≈ на третьем слоге от конца и которой, следовательно, не может быть, например, во французских стихах. Обыкновенно стихи с разными родами Р. чередуются, в интересах разнообразия; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы ("Бывало в глубокий полуночный час", Хомякова), сплошь женские ("Не остывшая от зноя", Тютчева), сплошь дактилические ("Вырыта заступом яма глубокая", Никитина). С психологической точки зрения действие Р. двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая ее приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль Р. аналогична с ролью ритма, но не тожественна; ритм так же расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому еще созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. "Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той легкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства" (Вундт). Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувст…
Полное определение слова «РИФМА» (происхождение спорно: от греч. ρυθμός или древненемецк. rim, число) ≈ созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время как в аллитерации (см.) главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе (см.) ≈ гласным, полнота созвучия в Р. требует тожественности или, по крайней мере, слухового сходства целых слогов, начиная со звука с ударением. В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода Р.: мужскую, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха, женскую, где оно на предпоследнем, и трехсложную, дактилическую (schwebende Reime), в которой ударение ≈ на третьем слоге от конца и которой, следовательно, не может быть, например, во французских стихах. Обыкновенно стихи с разными родами Р. чередуются, в интересах разнообразия; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы ("Бывало в глубокий полуночный час", Хомякова), сплошь женские ("Не остывшая от зноя", Тютчева), сплошь дактилические ("Вырыта заступом яма глубокая", Никитина). С психологической точки зрения действие Р. двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая ее приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль Р. аналогична с ролью ритма, но не тожественна; ритм так же расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому еще созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. "Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той легкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства" (Вундт). Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувст…