Большой российский энциклопедический словарь
РИ́ФМА (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутр. Р.), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естеств. созвучий синтаксич. параллелизма ; в европ. поэзии употребительна с 10- 12 вв. По объёму различаются Р. 1-сложные, 2-сложные и т.д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, ... слоге от конца) - муж., жен., дактилич., гипердактилич. (см. Клаузула ); по точности созвучия - точные (белый - смелый), приблизительные (белым - смелом), неточные (я - меня, пламя - память, неведомо - следом); по наличию опорных звуков выделяются Р. богатые; по лексич. и грамматич. признакам - однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимич., тавтологич., составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные (ааbb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрёстные (аbаb), охватные (аbbа), смешанные (тернарные - ааbссb), двойные, тройные и т.д. Ср. Ассонанс , Диссонанс .
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РИ́ФМА -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Точная р. Говорить в рифму. II прил. рифменный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении - созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы.... читатель ждет уж рифмы : розы, на вот, возьми ее! Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв; бедная, созвучная только по произношенью; созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим. Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной речи. Рифмовать, подбирать рифмы, кропать стишенки; это слово рифмует, приходится в рифму. Что-то не рифмуется, не пишутся, не сочиняются стихи. Рифмованье, действ. по глаг. Рифмач м. рифмачка ж. рифмотворец или рифмоткач, рифмоплет или рифмопряд, плохой стихотворец, стихокропатель.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Рифма в Библии
(евр. ≈ "куст растений", Числ., XXXIII, 18≈19) ≈ одно из мест остановки евреев в пустыне, предполагаемое между Асирофом и Римнон-Фарецем (ср. Числ., XXXIII, 17≈18; XI, 35; XIII, 1, 4, 18, 27), в широкой равнине Вади Абу Ретемат или Ритна, где есть растительность и источник пресной воды. Израильтяне находились здесь весьма долго (Второзак., I, 46). Отсюда посланы были послы для осмотра земли обетованной; здесь происходило известное возмущение рифамское (Числ., гл. XIII и XIV; Второзак., I, 19). Здесь были израильтяне и в конце своего странствования; здесь скончалась Мариам; отсюда Моисей посылал послов к царю едомскому и отсюда, обойдя с юга землю идумейскую, израильтяне отправились к горе Ор (Числ., XX, 1, 14, 22). См. прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Рифма в стихосложении
(происхождение спорно: от греч. ρυθμός или древненемецк. rim, число) ≈ созвучие в окончании двух или нескольких стихов. В то время как в аллитерации (см.) главная роль принадлежит согласным, а в ассонансе (см.) ≈ гласным, полнота созвучия в Р. требует тожественности или, по крайней мере, слухового сходства целых слогов, начиная со звука с ударением. В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода Р.: мужскую, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха, женскую, где оно на предпоследнем, и трехсложную, дактилическую (schwebende Reime), в которой ударение ≈ на третьем слоге от конца и которой, следовательно, не может быть, например, во французских стихах. Обыкновенно стихи с разными родами Р. чередуются, в интересах разнообразия; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы ("Бывало в глубокий полуночный час", Хомякова), сплошь женские ("Не остывшая от зноя", Тютчева), сплошь дактилические ("Вырыта заступом яма глубокая", Никитина). С психологической точки зрения действие Р. двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая ее приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль Р. аналогична с ролью ритма, но не тожественна; ритм так же расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому еще созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. "Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той легкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства" (Вундт). Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувст…
Полное определение слова «РИФМА»
Словарь иностранных слов
[<гр. rhythmos размеренное движение] - созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.