РЕЧЬ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

РЕЧЬ

РЕЧЬ, один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с др. членами языкового коллектива. Под Р. понимают как процесс говорения (речевую деятельность, речевой акт), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Большой российский энциклопедический словарь

РЕЧЬ

"РЕЧЬ", ежедн. газета, центр. орган партии кадетов, 1906-17, С.-Петербург (Петроград). Фактич. ред.- И.В. Гессен, П.Н. Милюков. Закрыта после Окт. рев-ции.

Большой российский энциклопедический словарь

РЕЧЬ

РЕЧЬ ПОСПОЛИ́ТА (польск. Rzeczpospolita - республика), офиц. назв. объединённого польско-литов. гос-ва со времени Люблинской унии 1569 до 1795. В 1772-95 в результате разделов б.ч. Р.П. вошла в состав Рос. империи.

Большой российский энциклопедический словарь

РЕЧЬ

РЕЧЬ ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ (речь поэтическая), реализация эстетич. функции языка. Специфика Р.х.- в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в устном нар. поэтич. творчестве при отождествлении явлений жизни человека и природы (психол. параллелизм); приобретает свойства переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и по смежности (метонимия); сближая далёкие по значению слова (ассоциативный образ), формирует и развивает многозначность слова, придаёт речи усложнённую фонологич. организацию, в т.ч. ритмичность. Делится на стихотв. и прозаич. области (см. Поэзия и Проза ). Наряду с этим Р.х. свойственны и внеэстетич. функции языка: установление контакта между говорящим и слушающим (автором и читателем), передача информации, прямое эмоц. воздействие на слушателя (читателя), выражение отношения говорящего (пишущего) к предмету речи, уточнение и истолкование сообщения.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

РЕЧЬ

РЕЧЬ -и, мн. речи, -ей, ас.

• 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчётливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие).

• 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р.

• 3. Звучащий язык. Русская?, музыкальна. Звучит многоязычная р. Язык и р. (противопоставление системы языка и её функционирования).

• 4. Разговор, беседа. Умные речи приятно и слушать. Об этом речи не было (ничего не говорилось). О чем идёт р.? (о чём разговор?); Об этом не может быть и речи (этого не будет, нельзя). О чём р.! (само собой разумеется, нет никакого сомнения в чём-н.; разг.).

• 5. Публичное выступление. Выступить с речью. Поздравительные речи. Р. на собрании. * Части речи - в грамматике: основные лексико-грамматические классы слов, характеризующиеся каждый общностью отвлечённого значения, грамматических категорий и синтаксических функций. Знаменательные и служебные части речи. 11 прил. речевой, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

РЕЧЬ

речи, мн. речи, речей, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Пушкин (о русском крестьянине). 3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах. М.Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь. 4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь. 5. мн. в том же знач., что ед. Слова, Разговор, то, что говорят. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. Пушкин. Живые Эти речи в года минувшие слыхал когда-то я. Лермонтов. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин. Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви. Пушкин. Эти речи поберечь вам лучше для другого. Некрасов. Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами. М.Горький. Дружеские речи. 6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). В то время, о котором идет наша речь. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет итти) о чем-н. Об этом и речи нет. 7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе. 8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов. Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь. 9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-н. высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь. Часть речи (грам) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли. имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол,…
Полное определение слова «РЕЧЬ»
Толковый словарь В. И. Даля

РЕЧЬ

и пр. см. речи.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

РЕЧЬ

≈ образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия ≈ шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Гласные звуки издаются гортанью (см. Голос), колебаниями голосовых связок, и они представляют видоизменения одного и того же основного тона, обусловленные присоединением к нему различных обертонов, как это было окончательно доказано Гельмгольцем. Гласные звуки, в сущности, отличаются друг от друга по своему звуковому оттенку, зависящему от преобладания тех или других обертонов в сложном звуке, преобладание же последних в гласных звуках зависит от той формы, которую принимает полость рта, зев и ротовое отверстие во время прохождения по ним звуковых волн, издаваемых гортанью. Каждой гласной соответствует определенное расположение только что названных частей, причем полость рта и глотки играет в каждом отдельном случае роль надставной трубы (в язычковых музыкальных инструментах), настроенной, подобно резонаторам, на определенный только тон; роль духовой трубы играют трахея и бронхи, роль мехов ≈ легкие. Так, при произношении гласной и благодаря укорочению верхних воздушных путей полость рта принимает форму широкой бутылки с узким горлышком впереди; при произношении е рот несколько удлиняется, при а рот широко открывается, так что полость его обращается в воронку с верхушкой, обращенной кзади, при о рот имеет форму бутылки, но губы вытягиваются кпереди и звучащая труба удлиняется. Это вытягивание губ кпереди в виде трубки выражается особенно резко при гласной у . Каждая из этих форм ротовой полости обладает собственным тоном, по отношению к которому рот является резонатором; этот собственный тон определяется лучше всего поднесением ко рту при различных его формах соответствующих звучащих камертонов различной высоты; резонанс окажется особенно сильным, когда тон камертона совпадает с собственным тоном полости рта. Этим объясняется та разница в л…
Полное определение слова «РЕЧЬ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

РЕЧЬ

Речь с.-петербургская газета

≈ большая ежедневная политическая и литературная газета, выходящая в СПб. с 23 февраля 1906 г. при ближайшем участии П. Н. Милюкова и И. В. Гессена. Издатель Ю. Бак; редактор О. Е. Бужанский, позже П. А. Харитон. Орган конституционно-демократической партии. Редактор газеты несколько раз был привлекаем к судебной ответственности. С 13 июля по 8 августа 1906 г. газета была приостановлена.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

РЕЧЬ

Речь с.-петербургский журнал

≈ ежедневный общественно-литературный журнал, выходивший в СПб. в 1903≈04 гг. Редактор-издатель С. С. Окрейц.

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

РЕЧЬ

слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести речь о чем. Провозгласить заздравный тост; предложить тост за (здравие) кого. Это только фраза, пустой набор слов. "До тонкости постиг все завитушки просьбенного и приказного слова". Тург. Поди-ка на пару слов. "Глас вопиющего в пустыне". Ис. 40, 3. "Глаголом жги сердца людей". Пушк. Ср. <Слово> . См. стиль
|| вести речь, держать речь, заводить речь, потерять речь

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

РЕЧЬ

идет о чем-л.

см. разговаривать

Психологический словарь

РЕЧЬ

(англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Р. и язык составляют сложное диалектическое единство. Р. осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и др.) она изменяет и совершенствует язык.

Р. и язык современного человека — результат длительного исторического развития. Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. (см. Развитие речи детей ). Благодаря Р. (особенно в ее письменном виде) осуществляется историческая преемственность опыта людей. Вне Р. немыслимо овладение человеком знаниями и формирование сознания. Будучи средством выражения мыслей людей в процессе их общения, Р. становится основным механизмом их мышления.

Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без Р. (см. Мышление дискурсивное ). Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и др. форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Р. тесно связана и со всеми др. психическими функциями-процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенная роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т. д.

Рассматривая Р. как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности, психологи выделяют 2 неразрывно связанные функции Р. — общения (коммуникативную функцию) и мышления (см. Речи функции ).

Лексическая единица языка — слово. В слове различают его содержание (несколько типов значений) и внешнюю форму: определенную совокупность звуков (в устной слышимой Р.), систему зрительно воспринимаемых знаков (в письменно…
Полное определение слова «РЕЧЬ»
Психологический словарь

РЕЧЬ

ПИСЬМЕННАЯ

(англ. writing, written speech) — речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит также мимико-жестовая речь (см. также Амер . язык жестов). В отличие от нее Р. п. закреплена в виде письменного текста, т. е. допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и т. п. Др. словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане большим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.

С т. зр. используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на 3 уровнях: а) в ней используется графический код (письменность); б) существуют отличия в языковой организации Р. п., напр. в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т. п. используется интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов), грамматики и знаков препинания; в) существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные в устной. Используемый графический код м. б. буквенным, или алфавитным (как в рус. или англ. письме), слоговым (как в письменностях народов Индии), словесным (как в китайской письменности, где 1 знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).

Если устной речью ребенок овладевает уже на 2-м г. жизни, то Р. п. формируется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста. См. Развитие речи детей. (А. А. Леонтьев.)

Психологический словарь

РЕЧЬ

УСТНАЯ

(англ. oral speech) — внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Р. у. м. б. диалогической и монологической.

Диалогическая, или разговорная, речь обычно бывает не полностью развернутой, т. к. она ситуативно, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. В диалогической речи большое значение имеют интонация, с которой произносится то или иное высказывание, а также сопровождающие речь мимика и пантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятнее для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них.

Монологическая речь — это речь одного человека, не перебиваемая репликами др. людей (речь лектора, докладчика, оратора или любого человека, подробно рассказывающего о событиях собственной жизни, о прочитанной книге и т. д.). Монологическая речь значительно более развернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта монологической речи — логическая связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Рассчитанная на определенную аудиторию, она, однако, не всегда сопровождается непосредственной реакцией слушающих (эта реакция остается неизвестной, напр. для выступающих по радио или телевидению). Умелый оратор или лектор всегда учитывает малейшие реакции аудитории (мимику слушающих, их отдельные реплики) и в соответствии с этим изменяет ход своего изложения, сохраняя его основное содержание (вводит или опускает подробности в изложении, усиливает его логическую доказательность, вносит элементы занимательности и т. п.). Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря целому ряду специфических интонационных средств, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа речи, особые выделения голосом отдельных слов или фраз. Имеются специальные конструкции, характерные только для Р. у. (повторы или перефразировка отдельных высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменен…
Полное определение слова «РЕЧЬ»