РЕФЛЕ́КСИЯ (от позднелат. reflexio - обращение назад),
• размышление, самонаблюдение, самопознание.
• (Филос.) форма теоретич. деятельности человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ -и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии. II прил. рефлексивный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
РЕФЛЕКСИЯ
рефлексии, мн. нет, ж. (латин. reflexio - отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием.
Толковый словарь Ефремовой
РЕФЛЕКСИЯ
1. ж.
Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
2. ж.
То же, что: рефлекс (2*).
Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
2. ж.
То же, что: рефлекс (2*).
Психологический словарь
РЕФЛЕКСИЯ
(англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. В схоластической философии Р. называлась intentio secunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния (напр., понятия), возникающие как результат intentio prima, т. е. обращенности разума на объекты (предметное содержание). И. Кант под именем «трансцендентальная Р.» понимал анализ содержания сознания в терминах порождающих его познавательных процессов: «Р. есть осознание отношения данных представлений к различным источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу м. б. правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они вместе принадлежат? кто связывает или сравнивает их — рассудок или чувственность?» (Кант). Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития (см. Учебная деятельность ). Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. См. Экзистенциальная психология. (Б. М.)