РЕФЛЕ́КСИЯ (от позднелат. reflexio - обращение назад),
• размышление, самонаблюдение, самопознание.
• (Филос.) форма теоретич. деятельности человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ -и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ. Склонность к рефлексии. II прил. рефлексивный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
РЕФЛЕКСИЯ
рефлексии, мн. нет, ж. (латин. reflexio - отклонение; Размышление). 1. Отражение света на поверхности предмета (физ.). 2. Размышление, внутренняя сосредоточенность, склонность анализировать свои переживания (псих.). В характере шекспировского Гамлета рефлексия преобладает над действием.
Толковый словарь Ефремовой
РЕФЛЕКСИЯ
1. ж.
Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
2. ж.
То же, что: рефлекс (2*).
Склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии.
2. ж.
То же, что: рефлекс (2*).
Этимологический словарь Фасмера
РЕФЛЕКСИЯ
рефле́ксия
•"размышление", уже в 1710 г., Шафиров; см. Смирнов 264. Через польск. refleksja из лат. refleхiō; см. Христиани 22.
•"размышление", уже в 1710 г., Шафиров; см. Смирнов 264. Через польск. refleksja из лат. refleхiō; см. Христиани 22.
Большой русско-английский словарь
РЕФЛЕКСИЯ
жен. reflexion
introspection
introspection
Новейший философский словарь
РЕФЛЕКСИЯ
принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как специальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принципа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюции. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепции": "Я мыслю". Кант писал: "Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть…
Полное определение слова «РЕФЛЕКСИЯ»