РАССУЖДЕ́НИЕ -я, ср.
• 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Правильное?,
• 2. обычно мн. Высказывание, обсуждение. Пуститься в рассуждения. Выполнять приказ без рассуждений (не возражая, не обсуждая). * В рассуждении кого-чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и шутл.) - что касается до, относительно кого-чего-н. Как дела в рассуждении поездки?
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
РАССУЖДЕНИЕ
рассуждения, ср. 1. Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-н. тему, заложенных в логически последовательной форме. Рассуждение, опирающееся на конкретные факты. Правильное рассуждение. Вздорное рассуждение.
чаще мн. Высказывание, разговоры. Пускаться в рассуждения.
Критика, возражение. Прошу без рассуждений исполнять, что приказано. 2. Научное сочинение, представляющее собой исследование какого-н. вопроса (книжн. устар). "Рассуждение о славянском языке" Востокова. В рассуждении сего (канц. устар.) - вследствие этого, а потому. В рассуждении кого-чего (книжн. устар) - что касается до, относительно кого-чего-н. - Как вы думаете, Петр Иванович, кто он такой рассуждении чина? Я думаю, чуть ли не генерал. Гоголь.
чаще мн. Высказывание, разговоры. Пускаться в рассуждения.
Критика, возражение. Прошу без рассуждений исполнять, что приказано. 2. Научное сочинение, представляющее собой исследование какого-н. вопроса (книжн. устар). "Рассуждение о славянском языке" Востокова. В рассуждении сего (канц. устар.) - вследствие этого, а потому. В рассуждении кого-чего (книжн. устар) - что касается до, относительно кого-чего-н. - Как вы думаете, Петр Иванович, кто он такой рассуждении чина? Я думаю, чуть ли не генерал. Гоголь.
Толковый словарь Ефремовой
РАССУЖДЕНИЕ
ср.
1) Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-л. тему, изложенных в логически последовательной форме.
2) Высказанное мнение, суждение.
3) устар. Научное сочинение; исследование.
1) Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-л. тему, изложенных в логически последовательной форме.
2) Высказанное мнение, суждение.
3) устар. Научное сочинение; исследование.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение в логике
≈ Р. имеет двоякое значение ≈ более общее и более специальное. В общем значении Р. называется деятельность рассудка; иногда Р. является синонимом понятия мышления. В более специальном значении понятием Р. обозначается анализ, умственное взвешивание доводов в пользу какого-либо положения, причем предполагается, что эти доводы излагаются связно и методично, так что могут служить достаточным основанием для вывода доказываемого положения. Всякое Р. естественно распадается на несколько частей; во-первых, на отчетливое и ясное определение темы или положения, которое составляет отправную точку и доказательство которого представляет конечную цель рассуждения; во-вторых ≈ и это главный момент Р. ≈ перечисление и анализ доводов, говорящих в пользу доказываемого положения. Для того, чтобы рассуждение было всесторонним, необходимо взвесить не только доводы за, но и разобрать instantia contraria, т. е. необходимо показать, что все факты и положения, говорящие против доказываемого положения, имеют лишь кажущееся значениe и могут быть с этим положением согласованы. Наконец, третий и последний момент всякого Р. ≈ самый вывод или конечный результат его. Центр тяжести всякого Р. лежит в уменье находить доводы за и против и анализировать их. Диалектика понятий, т. е. всестороннее рассмотрение их и выведение одного понятия из другого, является могучим орудием Р. Э. Р.
≈ Р. имеет двоякое значение ≈ более общее и более специальное. В общем значении Р. называется деятельность рассудка; иногда Р. является синонимом понятия мышления. В более специальном значении понятием Р. обозначается анализ, умственное взвешивание доводов в пользу какого-либо положения, причем предполагается, что эти доводы излагаются связно и методично, так что могут служить достаточным основанием для вывода доказываемого положения. Всякое Р. естественно распадается на несколько частей; во-первых, на отчетливое и ясное определение темы или положения, которое составляет отправную точку и доказательство которого представляет конечную цель рассуждения; во-вторых ≈ и это главный момент Р. ≈ перечисление и анализ доводов, говорящих в пользу доказываемого положения. Для того, чтобы рассуждение было всесторонним, необходимо взвесить не только доводы за, но и разобрать instantia contraria, т. е. необходимо показать, что все факты и положения, говорящие против доказываемого положения, имеют лишь кажущееся значениe и могут быть с этим положением согласованы. Наконец, третий и последний момент всякого Р. ≈ самый вывод или конечный результат его. Центр тяжести всякого Р. лежит в уменье находить доводы за и против и анализировать их. Диалектика понятий, т. е. всестороннее рассмотрение их и выведение одного понятия из другого, является могучим орудием Р. Э. Р.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение термин школьной теории словесности
≈ один из четырех видов прозаических сочинений. Определяется Р. в курсах теории словесности весьма разнообразно: то как "такое прозаическое сочинение, в котором автор последовательно развивает известную мысль и подтверждает ее разного рода доказательствами" (Белорусов), то как "выяснение какого-либо явления или предмета" (Смирновский), то как "сочинение, занимающееся или исследованием причинной зависимости между предметами, их признаками и состояниями, или излагающее только результат этих исследований" (Яковлев). Есть определения, ограничивающие предмет Р. исследованием отдельной части, одной истины, так как исследование ряда предметов будет уже система (sic! Рисов), наука (Лебедев). Неопределенности понятия соответствует неопределенность теории Р.; в учебных планах и в курсах она исчерпывается учением о необходимых частях Р. (плане) и его расположении (форме изложения); некоторые руководства присоединяют к этому сведения, заимствованные из логики о доказательствах и т. п. (Зеленогорский). Части Р.: 1) вступление, 2) изложение, которое распадается на предложение (тему), разделение и исследование (доказательства), и 3) заключение. Способов расположения признается два: аналитический и синтетический. Литературное значение этих логических формул весьма невелико: возможны Р. без вступления (так наз. приступ ex abrupto), без разделения, без заключения ≈ и теория вынуждена ввести эти поправки. Лишенная научного значения теория Р. важна в средней школе с точки зрения дидактической, как одно из средств научить воспитанника развивать в последовательной форме отвлеченную мысль. Ср. Александровский, "К вопросу о рассуждении", в "Ежегоднике коллегии Галагана" (Киев, 1897).
≈ один из четырех видов прозаических сочинений. Определяется Р. в курсах теории словесности весьма разнообразно: то как "такое прозаическое сочинение, в котором автор последовательно развивает известную мысль и подтверждает ее разного рода доказательствами" (Белорусов), то как "выяснение какого-либо явления или предмета" (Смирновский), то как "сочинение, занимающееся или исследованием причинной зависимости между предметами, их признаками и состояниями, или излагающее только результат этих исследований" (Яковлев). Есть определения, ограничивающие предмет Р. исследованием отдельной части, одной истины, так как исследование ряда предметов будет уже система (sic! Рисов), наука (Лебедев). Неопределенности понятия соответствует неопределенность теории Р.; в учебных планах и в курсах она исчерпывается учением о необходимых частях Р. (плане) и его расположении (форме изложения); некоторые руководства присоединяют к этому сведения, заимствованные из логики о доказательствах и т. п. (Зеленогорский). Части Р.: 1) вступление, 2) изложение, которое распадается на предложение (тему), разделение и исследование (доказательства), и 3) заключение. Способов расположения признается два: аналитический и синтетический. Литературное значение этих логических формул весьма невелико: возможны Р. без вступления (так наз. приступ ex abrupto), без разделения, без заключения ≈ и теория вынуждена ввести эти поправки. Лишенная научного значения теория Р. важна в средней школе с точки зрения дидактической, как одно из средств научить воспитанника развивать в последовательной форме отвлеченную мысль. Ср. Александровский, "К вопросу о рассуждении", в "Ежегоднике коллегии Галагана" (Киев, 1897).