Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
РАКУРС
(франц. raccourci) ≈ в рисовании и живописи изображение человеческих фигур, их членов и вообще всяких предметов в сокращении, обусловливаемом законами перспективы. Хотя предметы, находясь в пространстве, всегда представляются нашему глазу не во всем своем объеме, так что более или менее удаленные от нас их части заслоняются передними частями, кажутся уменьшенными или суженными и в подобном виде воспроизводятся художниками, знакомыми с перспективой и соблюдающими верность природе, однако под словом Р. разумеется преимущественно сильное перспективное сокращение ≈ такое, какое является тогда, когда лучи зрения, идущие от близких и дальних частей предмета, сходятся в нашем глазу под очень острым углом. Художнику приходится иметь дело с Р. особенно в тех случаях, когда он изображает предметы, расположенные перпендикулярно или почти перпендикулярно к картинной плоскости, напр. когда он рисует или пишет протянутую прямо к нему человеческую руку или голову, откинутую назад, фигуру, лежащую ногами вперед, летящую снизу вверх и т. п. Древние греки считали Р. самою трудной частью рисовального искусства. По установлении законов перспективы многие живописцы, начиная с эпохи Возрождения, любили щеголять Р., употребляя их преимущественно при росписи плафонов. Самыми замечательными мастерами по части Р. считаются Мантенья (картина "Усопший Спаситель" в миланск. музее ≈ Брера), Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Корреджо (живопись купола и потолочных сводов в Пармском соборе) и Тьеполо (плафон "Обретение св. Креста" в Венец. акд. худ.). Выказывая свое уменье преодолевать трудности Р., живописец должен, однако, знать известную меру ≈ не изображать таких сокращений, которые почти никогда не наблюдаются в действительности, некрасивы, малопонятны и отзываются фокусничеством. Принимать Р. в расчет обязаны также и скульпторы, исполняют ли они барельеф или лепят круглую фигуру; в случае, если последняя предназначается для постановки на каком-либо определенном месте, на некоторой высоте, и на нее будут смотреть с одного главного пункта, необходимо, чтобы она не представлялась зрителю с такими Р., которые вредили бы ее общему впечатлению. А . С≈в.