Большой российский энциклопедический словарь
ПУШКИН
ПУ́ШКИН Ал-др Сер. (1799-1837), рус. поэт, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель совр. рус. лит. языка. В юношеских стихах - поэт лицейского братства, "поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума"; в ранних поэмах - певец ярких и вольных страстей: "Руслан и Людмила" (1820), романтич. "южные" поэмы "Кавказский пленник" (1820-21), "Бахчисарайский фонтан" (1821-23) и др. Вольнолюбивые и антитиранич. мотивы ранней лирики, независимость личного поведения послужили причиной ссылок: южной (1820-24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса) и в с. Михайловское (1824-26). Эстетич. освоение контекстов рус. жизни (интеллектуального, социально-ист., бытового) соединялось у П. с живым восприятием разнородных европ. влияний, даром проникновения в другие культуры и эпохи. Многообразие разработанных жанров и стилей (в т.ч. "неукрашенная" проза "Повестей Белкина", 1830, пов. "Пиковая дама", 1833, и др. произв., предвосхитившие развитие реалистич. письма), лёгкость, изящество и точность стиха, рельефность и сила характеров (в крупных формах), "просвещённый гуманизм", универсальность поэтич. мышления и самой личности П. предопределили его первостепенное значение в отеч. словесности; П. поднял её на уровень мировой. Роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-31) воссоздаёт образ жизни и духовный состав "типического", преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинц. дворянства; в романе и во многих др. соч. П. обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным ещё в "Цыганах" (1824). Им были впервые определены (в поэмах, драматургии, прозе) мн. ведущие проблемы рус. лит-ры 19 в., нередко в их трагич. противостоянии и неразрешимости - народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия "Борис Годунов" (1824-25, опубл. в 1831), поэмы "Полтава" (1828), "Медный всадник" (1833, опубл. в 1837), ром. "Капитанская дочка" (1836). В филос. лирике 30-х гг., "маленьких трагедиях", созданных в 1830 ("Моцарт и Сальери", "Каменный гость", опубл. в 1839, "Скупой рыцарь", опубл. в 1836, и др.), постоянные для пушкинской поэзии темы "дружества", любви, поэзии жизни, творч. призвания и воспоминаний дополняются обострённой постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравств. очищения и "милости". Умер от раны, полученной на дуэли с Ж. Дантесом, франц. подданным на рус. воен. службе.