СОЦИАЛЬНАЯ
(англ. social psychology) — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
В течение длительного периода вопросы П. с. разрабатывались в составе различных философских учений. Началом ее самостоятельного существования считается 1908 г., когда одновременно появились работы В. Мак-Дауголла (психолога) и Р. Росса (социолога), в названия которых был включен термин «П. с». Специфика развития П. с. связана с ее пограничным положением — между социологией и психологией. Определяя место П. с. в системе научного знания, ее рассматривают либо как часть социологии, либо как часть психологии, или же отводят ей место на их пересечении. Для отечественной традиции более характерно развитие П. с. как отрасли психологической науки. Развитие эмпирической традиции наиболее ярко представлено в амер. П. с. XX в., которая вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента сделала главный акцент на исследованиях малых групп. Интенсивное развитие отечественных социально-психологических исследований начало осуществляться с конца 1950-х гг. Активно разрабатывавшиеся области исследований: социально-психологическая теория коллектива, наиболее полно представленная в работах А. В. Петровского; исследования общения как единства 3 процессов: социальной перцепции, коммуникации, интеракции (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская, А. А. Леонтьев, А. У. Хараш и др.); исследования научных школ с т. зр. программно-ролевого подхода (М. Г. Ярошевский, М. А. Иванов и др.); психология межгрупповых отношений (В. С. Агеев, Т. Г. Стефаненко); психология конфликта (А. И. Донцов, Н. В. Гришина, Ю. М. Бородкин, А. Я. Анцупов и др.).
Основные проблемы современной П. с: общие вопросы теории, методологии и истории П. с.; закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших социальных групп (наций, классов и т. п.); проблемы малых групп; исследование личности (в т. ч. проблемы социализации, социальных ориентаций и аттитюдов). В последнее время происходит активное становление практической П. с., ориентированной в отличие от фундаментальной не столько на приращение знаний о социально-психологических закономерностях, сколько на решение насущных проблем социальных субъектов в сфере экономики, политики, образования и т. д. (Л. Я. Гозман, Ю. М. Жуков, А. Л. Журавлев, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева и др.). (Л. А. Петровская.)