ПСИХОЛОГИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛО́ГИЯ (от психо ... и ... логия ), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Осн. тема психол. мысли античности и ср. веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и др.). В 17-18 вв. на основе механистич. философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает эксперим. психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоят. дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистич. концепция "двух П." - естеств.-науч. и культурно-ист. (см. Понимающая психология ). Гл. течения П. 20 в.- гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преим. в США) гуманистич. П., когнитивная П. Отрасли П.: психофизиология, зоопсихология и сравнит. П., социальная П., дет. П. и пед. П., возрастная П., П. труда, П. творчества, мед. П., патопсихология, нейропсихология, инж. П., психолингвистика, этнопсихология и др.

Большой российский энциклопедический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛÓГИЯ ТРУДА, отрасль психологии, изучающая психол. аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19-20 вв. (см. Психотехника ) в связи с науч. организацией труда (НОТ) и решением вопросов проф. отбора, проф. ориентации, борьбой с проф. утомлением, несчастными случаями и т.д. Широко применяются тесты; получила развитие психология профессий (напр., авиац., космич. психология, психология конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д.). Развивается в контакте с физиологией труда, инж. психологией, эргономикой, техн. эстетикой и др.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛО́ГИЯ -и, ж.

• 1. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

• 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих ка-кой-н. род деятельности. П. творчества.

• 3. Душевный склад, психика. Детская п. II прил. психологический, -ая, -ое.

Толковый словарь В. И. Даля

ПСИХОЛОГИЯ

греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический, духовный, душевный, к душе человека относящ. Психологический, ко психологии относящ., душесловный.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПСИХОЛОГИЯ

≈ наука о душе (греч. ψυκή ≈ душа и λόγος ≈ понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение "О душе", в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их предметах и т. д. Намеки на учения о душе и ее способностях и об отдельных душевных отправлениях, например, о процессах ощущения имеются уже у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита. Лишь у Платона мы находим более последовательное развитие в его диалогах учений о душе, ее частях или родах (μέρη, γένη, εΐδη), о бессмертии высшего духовного начала и о сущности различных душевных процессов, особенно, ощущения, чувствования, памяти, мышления. Но Платон, по самому роду своего писательства, облекавшего общие мысли в форму бесед Сократа с учениками на различные жизненные темы, не мог оставить нам систематического изложения своих психологических воззрений, которые притом же развивались у него постепенно, зрели медленно и отчасти изменялись. Аристотель, изложив в первой книге сочинения "О душе" воззрения предшественников, рассматривает в двух книгах, в форме систематической, все назревшие в его время психологические проблемы, посвящая более подробному обсуждению специальные сочинения некоторых из них. У Аристотеля П. является наукой о душевных силах или способностях (δυνάμεις), их отношениях, развитии и проявлениях, начиная с мира растительного и кончая человеком, в котором присутствует частица деятельного, божественного ума, по самой природе бессмертная и воссоединяющаяся с божественным умом после смерти тела. Таким образом, Аристотель, по-видимому, не признавал личного бессмертия души, которое так красноречиво отстаивает Платон (в "Федоне"). Учения Аристотеля о памяти, мышлении, ощущении, чувствовании, хотении и других душевных отправлениях представляли много нового и чрезвычайно глубокого, даже по сравнению с Платоном, который слишком резко противополагал дух и тело и не признавал участия последнего в высших духовных функция…
Полное определение слова «ПСИХОЛОГИЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПСИХОЛОГИЯ

Психология народов

(Vö lkerpsychologie) ≈ см. Социология.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПСИХОЛОГИЯ

Психология общества

≈ см. Социология.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПСИХОЛОГИЯ

Психология толпы

≈ см. Толпа.

Словарь иностранных слов

ПСИХОЛОГИЯ

[см. пеихв,.. + ...логия] - 1) наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности; важнейший предмет психологии - изучение психики человека и ее высшей формы - сознания; 2) совокупность психических процессов, обусловливающих какой-л. род деятельности; 3) психика, особенности характера, душевный склад.

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

(от греч. psyche — душа + logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих др. направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности мед. и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, не отчужденных от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и мозга).

С середины XVI в. благодаря широко развернувшейся экспериментальной работе П. начала обособляться и от философии, и от физиологии, поскольку установленные в лабораториях закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Вследствие столь тесной взаимосвязи поведения и психики в современной П. получило широкое признание деятельностное понимание предмета П. (см. Деятельностный подход в П .). Хотя деятельность не является предметом изучения одной лишь П., психологический подход вносит существенный вклад в комплексное исследование реальной человеческой деятельности и поведения животных.

Научное исследование генетически первичных форм…
Полное определение слова «ПСИХОЛОГИЯ»
Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

АКТА

(англ. act psychology) — психологическая концепция нем. философа Ф. Брентано, выступившая альтернативой вундтовской программы построения психологии («Психология с эмпирической т. зр.» , 1874). Понимание сознания в П. а. восходит к Аристотелю, который дал «функциональное определение души»: у Брентано душа рассматривается как субстанциональный носитель духовных актов (среди которых выделяются акты представления, суждения и чувствования). Однако не душа должна быть предметом эмпирического изучения в психологии, а духовные (психические) акты как проявления души. Сущность психического акта Брентано видел:

1) в его направленности на объект (интенциональностъ) и

2) в его непосредственной самопереживаемости (эвидентность): мы не только сознаем предмет, но и непосредственно знаем об этом сознавании. Брентано призывал изучать сознание не в его содержательном, а в процессуальном аспекте (напр., не видимый предмет как результат восприятия, не ощущения зеленого, красного и т. п. цвета, а сами акты видения предмета или цвета; не представление, а «представливание» и т. п.). Содержания сознания Брентано считал не психическими, а физическими феноменами (в близком к Канту понимании).

Методом изучения так понимаемого сознания Брентано считал метод «внутреннего восприятия» актов в их единстве (целостности), который противопоставлялся им методу «внешнего восприятия» в науках о физическом мире как методу расчленения изучаемого на элементы. П. а. оказала влияние на идеи Вюрцбургской школы, изучавшей процессуальную сторону мышления, и — шире — на нем. функционализм, на метод феноменологического наблюдения в целостной психологии и особенно на феноменологию Э. Гуссерля. (Е. Е. Соколова.)

Добавление: Важно отметить, что Брентано не отрицал необходимости психологических исследований и концепций др., дополнительного по отношению к П. а., типа, которые собирательно называются «психологией содержания» (англ. content psychology); таковыми считаются психологические системы, напр., А. Бастиана, В.…
Полное определение слова «ПСИХОЛОГИЯ»
Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ВОЗРАСТНАЯ

(англ. developmental psychology) — раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к др. на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны — они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые м. б. мобилизованы в процессе специально организованной его деятельности. См. также Детская психология.

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ВОСПИТАНИЯ

— см. Педагогическая психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ

— см. Женевская школа генетической психологии .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ГЛУХИХ

— отрасль психологии, изучающая закономерности психической деятельности человека с недостатками слуха, психологические особенности и возможности компенсаторного развития, а также вопросы обучения, воспитания и профессиональной подготовки людей со слуховыми нарушениями. Син. сурдопсихология (от лат. surdus — глухой).

Основная задача П. г. — раскрытие компенсаторных возможностей, позволяющих человеку преодолеть воздействие недостатков слуха на психическое развитие, получить образование, участвовать в трудовой деятельности.

Людей с нарушениями слуха делят на 3 группы:

1) глухие (глухонемые) со стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве, не овладевающие речью вне специального обучения;

2) поздно оглохшие, потерявшие слух в дошкольном или школьном возрасте, в той или иной мере сохраняющие речь, сформировавшуюся до глухоты;

3) слабослышащие (тугоухие) с частичной недостаточностью слуха (понижение до 75 дБ), с нарушениями речевого развития.

Нарушение слуха отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом и существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления. См. Психология специальная.

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ДЕТСКАЯ

— см. Детская психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ

— см. Дифференциальная психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ЖИВОТНЫХ

— см. Зоопсихология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

— см. Индивидуальная психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ИНЖЕНЕРНАЯ

— см. Инженерная психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ

— см. Интроспективная психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ИСКУССТВА

(англ. psychology of art) — отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т. д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания и эстетического развития. П. и. тесно связана с психологией творчества и эстетикой. См. Творчество, Художественные представления, Эстетическое развитие.

Добавление: Искусство на десятилетия, а то и на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Еще более существенно, что в отличие от науки искусство порождает живое знание (см. Знание живое ). Искусство сохраняет человеческий мир целостным. Оно если и не предмет для подражания, то постоянное напоминание (ср.: А. С. Пушкин о поэте: Учит он воспоминать) науке о существовании целостного неосколочного мира. Многие психологи обращались к искусству, находя в нем подтверждение своих гипотез и стремясь найти новые. Б. М. Теплов писал, что художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология (см. Человекознание ). Искусство, являющееся посредником между душой и абсолютным, не только понимающее, но и создающее язык души, может помочь вернуть душу в психологический дискурс о познании, чувстве и воле, о сознании, деятельности и личности. Не менее важно, что П. и. вносит вклад в развитие целостных представлений о человеке, в изучение его живой души и сознания.

В. Ф. Гумбольдт обратил внимание на то, что произведение искусства и язык, подобно человеку, имеют свои внешние и внутренние формы. Такое же строение имеет и символ, не только поставляющий материал для искусства, но и конституирующий его. Живой символ, при обманчивой простоте его внешней формы, имеет безграничное внутреннее содержание. Напр., для раскрытия внутренней формы символа креста не хватило 2000 лет, на протяжении кот…
Полное определение слова «ПСИХОЛОГИЯ»
Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ

(пенитенциарная) (англ. correctional psychology) — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений (см. также Деликт ).

П. и. разрабатывает методы изучения личности осужденных, способы их перевоспитания, раскрывает психологические механизмы процесса перевоспитания, намечает пути наиболее эффективного управления этим процессом, исследует психологическое влияние средств исправительно-трудового воздействия на личность осужденного, социально-психологическую атмосферу в местах лишения свободы и условия ее формирования, изучает роль групп и коллективов в исправлении и перевоспитании правонарушителей, проблемы социальной адаптации и реадаптации осужденных, а также проблемы личности воспитателя. См. Адаптация социальная, Психология криминальная, Психология правовая, Психология юридическая.

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

КЛИНИЧЕСКАЯ

— см. Клиническая психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

КРИМИНАЛЬНАЯ

(англ. criminal psychology) — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психологические закономерности формирования противоправовых установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатывающая методы и приемы борьбы с противоправовыми установками личности в целях предупреждения преступлений. П. к. не рассматривает преступность лишь как проявление изначально присущих человеку биологических свойств или как порождение болезненных отклонений психики. П. к. вскрывает психологические механизмы преступного поведения, складывающиеся под воздействием комплекса причин, куда входят: влияние отрицат. окружения, педагогическая запущенность, ошибки семьи и школы в воспитании детей и подростков и т. п.

К актуальным задачам П. к. относится изучение роли и соотношения социально- и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения, мотивации различных видов правонарушений, роли различных мотивов в преступном поведении, особенностей психических состояний в условиях преступного деяния, психологии групповых преступлений и рецидивной преступности. См. Психология исправительная, Психология правовая, Психология юридическая.

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ

— см. Культурно-историческая психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

МЕДИЦИНСКАЯ

— см. Медицинская психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

НАРОДОВ

— см. Этнопсихология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ОБУЧЕНИЯ

(англ. educational psychology) — область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности, становление возрастных психологических новообразований уч-ся в ходе обучения. П. о. направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих уч-ся), обеспечивающая усвоение этих знаний.

Принципы П. о.: обучение строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития («зона ближайшего развития»); обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей уч-ся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов учебной деятельности; обучение не м. б. сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть г. о. процесс формирования личности обучающегося, развития мотивации его поведения; развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующая учебная деятельность.

Принципы П. о. положены в основу разработки методов обучения как единства деятельности преподавателя и уч-ся. Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью уч-ся преподавателем. Психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков школьников, способность применения знаний, уровень сформированности разных видов деятельности (учебной, трудовой), а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка. См. Обучение и развитие, Проблемное обучение, Программированное обучение, Психологическая педагогика, Развивающее обучение, Экспериментальное обучение.

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩАЯ

— см. Общая психология .

Психологический словарь

ПСИХОЛОГИЯ

ОБЪЕКТИВНАЯ

— см. Объективная психология .

Это не все результаты поиска. Если Вы не нашли то, что нужно, попробуйте отключить ненужные словари либо более точно задать поисковый запрос.