Большой российский энциклопедический словарь
ПРА́ВО, в узком значении - система общеобязат. социальных норм, установленных или санкциониров. гос-вом; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые гос-вом. В государственно-организов. обществе П. закрепляет отношения собственности, механизм хоз. связей, регламентирует формирование, порядок деятельности представит. органов, органов гос. управления (конституц. П., адм. П.), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие обществ. отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., процессуальное П.), воздействует на мн. формы межличностных отношений (семейное П.). Особая роль принадлежит международному праву .
Большой российский энциклопедический словарь
"ПРА́ВО", юрид. газета либерального, с 1905 кадетского направления, 1898-1917, С.-Петербург, 1-3 раза в неделю. Изд.- В.М. Гессен.
Большой российский энциклопедический словарь
"ПРА́ВО И ЭКОНОМИКА", ежемес. аналитич. журнал-справочник по рос. законодательству, с 1993. Учредители (1998) - Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Пр-ве Рос. Федерации, Исследоват. центр частного права при президенте Рос. Федерации, Рос. союз промышленников и предпринимателей.
Большой российский энциклопедический словарь
ПРА́ВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, см. Оперативного управления право .
Большой российский энциклопедический словарь
ПРА́ВО СОБСТВЕННОСТИ, важнейший ин-т любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества отд. лицам или коллективам и основанные на этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. См. также Частная собственность , Государственная собственность , Муниципальная собственность , Собственность граждан и юридических лиц .
Большой российский энциклопедический словарь
ПРА́ВО СПРАВЕДЛИВОСТИ (англ. еquity) в Великобритании правовая система, действовавшая с 14 в. параллельно с общим правом . П.с. сложилось на основе решений т.н. канцлерского суда, менее связанного формальностями, чем суды общего права, и считавшегося более справедливым.
Большой российский энциклопедический словарь
ПРА́ВО УБЕЖИЩА, предоставление гос-вом права въезда и проживания на его терр. иностранцам, преследуемым на родине или в др. странах за их полит. или науч. деятельность. Не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении междунар. преступлений (в т.ч. воен. преступников), а также уголов. преступлений.
Большой российский энциклопедический словарь
ПРА́ВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, см. Хозяйственного ведения право .
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Определенность и общеизвестность этих правил и возможность для каждого заинтересованного лица, в случае их нарушения, добиться, при содействии общественной власти, восстановления устанавливаемого ими порядка, обеспечивают существование в обществе постоянного строя отношений между его членами ("правовой порядок"), стоящего вне индивидуального усмотрения. Сознание важности существования такого порядка с давнего времени породило представление о том, что П. возникает вместе с возникновением каждого общества (ubi societas, ibi jus est), или благодаря взаимному соглашению его членов, сговаривающихся о том, как они должны вести себя в общественной жизни (теории, видящие в П. продукт "общественного договора"), или непосредственно, в силу вложенного в человеческую душу стремления к осуществлению начал разумного и нравственного, т. е. правды. П. объективировалось в сознании людей как особая психическая сила, управляющая деятельностью людей рядом с нравственностью, стремлением к добру, красоте и т. п. Необходимость в точной и определенной формулировке юридических норм создала особую отрасль знания, посвященную изучению П. Эта отрасль давно распалась на две области: изучение П. положительного , существующего в действительности в отдельных государствах, и изучение П. в его принципах и идеальном понимании или, как говорят обыкновенно, П. естественного (см.). Несмотря, однако, на огромное множество теорий, выставленных прежде и выставляемых в настоящее время, понятие о природе П. и управляющих его развитием факторов чрезвычайно спорно; и теперь, как и во времена Канта, остается в силе его ироническое замечание: "Noch suchen die Juristen eine Definition zu ihrem Begriffe von Recht". Господствующее в школьном преподавании П. направление и теперь ещ…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право административное
≈ см. Административное право, Полиция, Публичное право.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право бедности
≈ в гражданском процессе (beneficium annotationis, Armenrecht) заключается в том, что лица, не обладающие достаточными средствами для ведения дела, освобождаются от взноса судебных издержек (см.). Устанавливая еозмездность судебной защиты, законодательства позаботились о том, чтобы ею могли пользоваться и лица, не имеющие возможности покрыть необходимые для того расходы. П. бедности признавалось уже в римском и каноническом законодательствах, но они освобождали бедных от взноса судебных издержек совершенно и безусловно (им назначались также даровые адвокаты), между тем как по новым законодательствам платеж судебных издержек только отсрочивается до тех пор, когда перемена в имущественном положении лица позволит ему уплатить долг. П. бедности предоставляется: 1) когда имущественное положение лица таково, что лишает его возможности нести судебные издержки без ущерба для необходимых ему и его семейству средств жизни (Германия, Австрия). Наличность этого условия определяется в каждом конкретном случае судом, в зависимости от общественного положения лица, от состава его семейства и от размера издержек, необходимых для ведения данного дела. По иностранными кодексам П. бедности может быть признано только за физическим, но не за юридическим лицом. В нашем уставе нет прямого указания по этому предмету, но практика распространяет П. бедности и на юридические лица, напр., крестьянское общество, конкурс и т. п. Правом бедности может пользоваться как русский подданный, так и иностранец (иностранные законодательства часто обусловливают П. бедности иностранцев принципом взаимности). П. бедности может пользоваться как истец, так и ответчик, и участвующие в деле третьи лица. 2) Когда дело, для ведения которого испрашивается П. бедности, не представляется явно неправым и неосновательным; поэтому желающий пользоваться П. бедности обязан представить суду те факты и доказательства, на которых основано его притязание или возражение (Герм. Уст.; по нашему ≈ ст. 886 ≈ и Австр. уставам пр…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право вексельное
≈ см. Вексель и Простой вексель.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право войны
≈ отдел международного права (см.), имеющий своим предметом обусловленные войной отношения между государствами. Война, значительно изменяя обычные в мирное время отношения между народами, рано привлекла внимание исследователей и побудила их выделить международное право в особую область правоведения (Альберико Джентили, в конце XVI века). С тех пор в научных системах война рассматривается как средство восстановления нарушенных и выяснения спорных правоотношений, т. е. как юридический процесс между государствами. Основанием такого взгляда было общераспространенное у первобытных народов, господствовавшее и в средневековой Европе представление, что правовые споры могут и должны решаться путем физического состязания. Войны, которые велись в защиту права, считались справедливыми , законными (bellum iustum, bellum legitimum); все остальные признавались правонарушешем и в свою очередь служили законным поводом (iusta causa) для объявления войны. Широкие рамки "естественного права" давали, однако, возможность включить любую войну в разряд справедливых. С победой положительно-правовой школы войны в защиту интересов хотя бы наиболее жизненных, но не получивших еще юридической санкции, должны были перейти в разряд незаконных. Такой взгляд на правомерность войны, в зависимости от вызвавших ее причин, продержался до последнего времени и служит объяснением существующего доныне обычая оправдывать предпринятую войну ссылкой на совершенное противником правонарушение. Но разделение войн на справедливые и несправедливые в настоящее время оставлено, как не имеющее никакого юридического значения: каковы бы ни были причины войны, ее последствия и применяемое к ней П. войны одинаковы. Вместе с тем должно было потерять почву и представление о войне, как о юридическом процессе. Даже войны, предпринятые в защиту права, не ограничиваются восстановлением правовых отношений в прежнем виде, но, в случае удачи, идут дальше первоначальной цели и приводят к созданию нового права. Поэтому, вернее бы…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право государственное
≈ см. Гос у дарственное право.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право гражданское
≈ см. Гражданское право.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право естественное
≈ понятие естественного П. принадлежит к числу самых древних категорий философии П. и юриспруденции. Естественное П. издавна противопоставляется положительному, во-первых, как совершенная идеальная норма ≈ несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная ≈ изменчивой и зависящей от человеческого установления. Что касается первого противопоставления, то оно обуславливается не только вечним противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного П., которые обостряют и подчеркивают это противоречие. Положительные законы рассчитываются обыкновенно на долговременное применение. Как нормы общие и твердые, они не могут изменяться с каждым изменением отношений, для которых они созданы, ≈ а между тем жизнь уходит вперед и требует для себя новых определений. Даже самые лучшие законы редко удовлетворяют всех; разнообразие общественных интересов не может найти для себя полного примирения в законодательстве. Отсюда протесты против положительного П., облекаемые в форму требований П. естественного. Постановления положительного П. объявляются изменяющимися и произвольными; естественное П. ставится над ними, как некоторая высшая норма, черпающая свою силу в требованиях природы. Предположению о существовании П., вытекающего из природы, способствовало и то наблюдение, что среди определений каждого П. есть известные положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных. Таким образом, издавна концепция естественного П. имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного П. и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эта два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому:…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право жительства
(habitatio) ≈ продавая дом, его прежний собственник может выговорить себе П. жить в доме до конца своей жизни (но не наследственное на то П.); такое же П. может быть предоставлено завещанием семье умершего собственника или вообще указанному им лицу. Такое право считалось римскими юристами вещным (см.), след., не подлежащим прекращению при перемене собственников и ограничивающим право распоряжения домом. Пользующийся П. жительства по римскому праву мог жить в доме и отдавать его в наймы, но не предоставлять безвозмездно. Современные законодательства отрицают право отдачи в наймы (франц., общегерм., остз. для Лифляндии и Эстляндии; Курляндия удерживает римские нормы). Обязанность поправок в квартире или доме, служащих объектом права, лежит на пользующемся; общегерм. уложение распространяет на него и некоторые другие обязанности пользовладельца. По римскому и остзейскому праву П. жительства не погашается давностью. См. ╖ 1093 общегерм., 625 след. франц. и 1247 ≈ 1250 остзейск. Ср. Пользование и Пользовладение.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право и Порядок
≈ орган киевского отделении партии правового порядка, выходит в Киеве с 27 ноября 1905 г. еженедельно; издатель ≈ председатель центрального комитета А. И. Любинский, редактор ≈ Черницкий.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право каноническое
≈ см. Каноническое право.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право магдебургское
(Sä chsisches Weichbild или Magdeburger Weich bildrecht) ≈ сборник законов, появившийся около конца ХIII-го века и образовавшийся из "Саксонского Зерцала" (см.) и магдебургского городского шеффенского права. Особое городское право появляется в Германии после ознакомления германских императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами. Оттон Великий основал, по образцу и по обычаю городов римских, на Заале, Эльбе и Одере саксонские города. Города обыкновенно основывались на том месте, где съезжались на торг, ярмарку; место это означалось особым знаком ≈ Weichbild (от слово Wich, одного корня с лат. viens, греч. οίχος ≈ дом, укрепленный дом, бург), представлявшим собой крест и при нем меч или шляпу, или щит, а впоследствии колонну Роланда, и означавшим королевскую власть, которой непосредственно были подчинены города. Впоследствии, когда города освободились от королевской власти, Weichbild стало означать городское П. Это название употреблялось в саксонском П.; в аллеманском ему соответствует Markrecht, в баварских и австрийских областях ≈ Burgfrieden. Преимущественно под Weichbild подразумвается магдебургское городское П. Древнее магдебургское П. шеффенов, вместе с Саксонским зерцалом, Швабским зерцалом, Саксокским вейхбильдом и другими подобными сборниками П., послужило основанием гражданского и уголовного законодательства, судостройства и судопроизводства в средневековой Германии. В прусских владениях немецкого ордена магдебургское П. шеффенов (Magdeburgisches Sch ö ppenrecht), под именем хелминского П., служило общим законом страны и сохранило это значение и после падения ордена, до XVII в. Новейшие издания сборников магдебургского П. ≈ Th ü ngen (Гейдельб., 1837), Daniels (Б., 1863 и 1857) и О. A. Walther (Лпц., 1871). Ср. Helfferich, "Das deutsche Mark u. Weichbildrecht" (Б., 1867); Sohm, "Die Entstehung des deutschen St ä dtewesens" (Лпц., 1890). N. П . магдебургское в Польше и Литве. 1) Распространение магдебур…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право международное
≈ см. Международное право.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право мусульман
≈ имеет главным своим основанием коран. Хотя коран состоит из отрывочных, часто противорчащих друг другу положений, тем не менее, П. мусульман выработалось в нечто цельное; все части его проникнуты одним и тем же духом. Мусульмане считают источником законодательства Бога, который для руководства на этом пути ниспослал правила, изложенные частью в коране, частью в изречениях пророка Мухаммеда; последователи его называют законодателем-"шарий" (слово это происходит от корня, означающего "приготовить путь", "начать"). Следующее за кораном место, по значению для П. мусульман, занимает Сунна (правила, установления), являющаяся как бы дополнением священной книги мусульман. Сунна никогда не была изложена письменно; это ≈ предания о решениях, постановлениях и наставлениях пророка по предметам, не упоминаемым в коране или слегка лишь в нем затронутым, сохранившиеся в памяти учеников и изустно передававшиеся от одного к другому. Число этих преданий достигло постепенно чрезвычайных размеров, но затем подверглось сокращению: Аби Дауд выбрал 40000 преданий из 500000, Ибни Ханбал дает в своем "Маснаде" 37 тыс. из 750 тыс. Первый сборник преданий составлен был при халифе Алии; впоследствии подобные сборники составлялись многократно. Кроме преданий, составляющих Сунну, цитируются мусульманскими комментаторами еще другие предания, касающиеся поступков и изречений не только самого пророка, но и сподвижников и непосредственных наследников его; ссылки на эти предания допускаются при судоговорении и могут иметь практическое значение, если не опровергаются кораном или Сунной. Третьим письменным источником П. мусульман является Фетва ≈ решения законоведов. Кроме четырех первых халифов, общепризнанным в мусульманском мире авторитетом пользуются еще четыре имама ≈ Ханефа, Малек, Шефи и Ханбал, основатели четырех главных школ (см. Ислам). Величайшим юридическим авторитетом среди правоверных считается Абу Ханефа (702≈772 по Р. Хр.) ≈ "великий и…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право на труд
(droit au travail, Recht auf Arbeit) ≈ право каждого трудоспособного лица, в силу которого оно может, в случае безработицы, требовать от государства предоставления ему какой-нибудь работы для покрытия его необходимых потребностей; таким образом этому праву соответствует имущественно-правовое обязательство государства предоставлять занятия безработным членам общества. П. на труд есть одна из идей социализма, возникших во второй четверти XIX в., и представляет собой, по верному замечанию Менгера, логическое развитие социалистического принципа, по которому каждая потребность человека должна получать полное удовлетворение. Пo своему содержанию, оно является посредствующим звеном между существующим экономическим строем и тем порядком, при котором весь народный доход распределяется или по потребностям людей, или по количеству исполненной каждым работы. Следы идеи П. на труд мы находим уже в некоторых старых законодательствах о призрении бедных, в которых говорилось об обязанности государства помогать бедным и не имеющим занятий предоставлением им работы (английский закон 1601 г., французские законы 1791 и 1793 гг., прусское земское право 1794 г.). В литературе Фихте первый высказал, что каждый индивид имеет юридическое притязание на предоставление ему со стороны государства какого-нибудь возмездного занятия ("Naturrecht"). Однако, эта мысль Фихте не обратила на себя внимания. Обстоятельнее и пламеннее аргументировал П. на труд Фурье (в 1822 г.), выводя его из естественного П.: это П. есть эквивалент тех прав, которыми человек пользовался в первобытном состоянии, именно П. охотиться, ловить рыбу, собирать плоды и пасти скот. Эти теоретические положения переведены в программу практических требований французских социалистов Консидераном и Луи Бланом. Первый (в 1839 г.) находил возможным и необходимым осуществить П. на труд немедленно, в рамках существующего экономического строя. Второй выступил с требованием провозглашения П. на труд после февральской революции 1848 г. В манифесте вре…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право наследственное
≈ система юридических правил, определяющих порядок и условия перехода имуществ (наследства) после смерти их владельца к определенным законом о наследовании, завещанием (см.) или наследственным договором лицам. Оно представляет собой необходимую составную часть гражданского П ., укрепляя систему современного частного обладания имуществами, свободного от вмешательства государства. В силу современной организации наследственного П., имущество умершего лица не выходит из сферы частного гражданского оборота, переходя во всей своей совокупности к наследникам этого лица, а не к государству; последнее выступает на сцену лишь в исключительных случаях, когда не существует налицо частных лиц, допускаемых законом к наследованию. Нарушить этот основной принцип современного наследственного П., значило бы преобразовать в значительной степени весь строй современного обладания. Чем больше был бы ограничен круг частных наследников, тем большая масса имуществ сделалась бы достоянием государственным и общественным, ≈ а это заставило бы государство окончательно превратиться из внешнего защитника и охранителя гражданского общества в культурного хозяина страны. Вот почему защитники современного экономического и юридического строя являются горячими апологетами наследственного П. в его современной форме, не только не допуская ограничения его постановлений, но требуя расширения его принципов. Поэтому же, с другой стороны, среди основных положений современного социализма значится требование ограничения наследственного П., а затем и полного его преобразования. Этим основным значением наследственного права объясняется крепость его норм в общественном сознании, несмотря на то, что исходные принципы этих норм не находят в настоящее время никакого серъезного теоретического оправдания. Наследственное П., взятое независимо от его основного значения, совершенно справедливо называют П. "безыдейным". Оно построено на двух противоположных и по существу исключающих друг друга прин…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право общее и обычное в Великобритании
(Common Law) ≈ лежит в основании юридического строя Великобритании, ее колоний и Сев.-Америк. Соедин. Штатов. Понятие Common Law определяется, прежде всего, отрицательными признаками. Во-первых, им обозначают национальное право, в противоположность римскому и вообще праву народов не англосаксонского происхождения; во - вторых, оно противополагается понятию equity (см. Канцлерский суд); в третьих, оно обозначает "неписанное" право в противоположность "писанному", основанному на парламентских статутах. Common Law называется неписанным правом, хотя оно познается только из судебных решений и из трудов юристов, т. е. из источников письменных; но в то время как в парламентском акте каждое слово имеет обязательный или официальный характер, в судебном решении и в произведении юриста передается в необязательной форме юридический принцип, который можно было бы изложить или передать и в другой форме. Правда, язык судов и юристов носит технический характер, и понимание его доступно только юристам, но это результат того, что он разрабатывался людьми одной профессии; обязательного же значения ни термины, ни обороты речи в этих источниках Common Law не имеют. Обязательны только сами принципы, или нормы, лежащие в основе судебных решений или развиваемые в сочинениях юристов; кто и когда эти принципы, или нормы, впервые формулировал ≈ это забыто; ни суды, ни юристы их не выдумали, а дошли они к ним путем обычая. Поэтому Common Law, или неписанное право, есть в положительном смысле право обычное , основанное на customs и maxims (ссылкой на постоянный custom, или обычай, доказывается существование максимы, или правила). В то время, как континентальная европейская юриспруденция видит в обычном праве источник, восполняющий пробелы, оставленные законом, английская теория учит, что Common Law имеет своим источником предписание короля, но, за давностью времени, невозможно установить, когда оно последовало. Common Law есть обычное право и вместе с тем общее…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право обычное
≈ общественная жизнь регулируется обыкновенно не только прямыми предписаниями и нормами определяющих ее течение лиц (законом), но и правилами, вырабатываемыми самими членами общества в их взаимных сношениях, применительно к обстоятельствам, при которых эти сношения происходят, и согласно целям, ими преследуемым. Совокупность таких правил, обязательных для исполнения наравне с законом и подлежащих, в случае их нарушения, такому же воздействию со стороны общественной власти, как и при нарушении закона, и составляет то, что носит название П. обычного; остальные назыв. просто обычаями или нравами (см. Обычай). Поскольку законодательство не успевает охватить всю сферу подлежащих его регулированию отношений, П. обычное занинимает его место; чем шире законодательная деятельность, тем уже сфера применения П. обычного. В современных культурных государствах, поэтому, где законодательство представляется вполне развитым, крайне незначительна и роль П. обычного (см. Источники права). Тем не менее, вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм П. обычного в течение нынешного столетия сильно интересовал юристов. Выставив свое учение о происхождении всего П. из "народного убеждения" или из идей, связанных непосредственно со свойствами "народного духа", историческая школа юристов (см.) видела в П. обычном наиболее чистое выражение народного правосознания и ключ к пониманию народного духа. Провозгласив его, поэтому, первым источником права, она обратила особое внимание на разработку теоретического учения о нем. Будучи, кроме того, главным источником наших сведений о юридических отношениях обществ, не имеющих писанного права, П. обычное сделалось предметом усердного изучения этнологов и социологов, а также и некоторых групп политиков, надеявшихся найти в нормах народного обычного П. устои для постройки и всего законодательства в духе народной правды. Дальнейшее изучение привело к существенным разногласиям между исследователями, связанным с общим пониманием ими природ…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право обычное
≈ общественная жизнь регулируется обыкновенно не только прямыми предписаниями и нормами определяющих ее течение лиц (законом), но и правилами, вырабатываемыми самими членами общества в их взаимных сношениях, применительно к обстоятельствам, при которых эти сношения происходят, и согласно целям, ими преследуемым. Совокупность таких правил, обязательных для исполнения наравне с законом и подлежащих, в случае их нарушения, такому же воздействию со стороны общественной власти, как и при нарушении закона, и составляет то, что носит название П. обычного; остальные назыв. просто обычаями или нравами (см. Обычай). Поскольку законодательство не успевает охватить всю сферу подлежащих его регулированию отношений, П. обычное занинимает его место; чем шире законодательная деятельность, тем уже сфера применения П. обычного. В современных культурных государствах, поэтому, где законодательство представляется вполне развитым, крайне незначительна и роль П. обычного (см. Источники права). Тем не менее, вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм П. обычного в течение нынешного столетия сильно интересовал юристов. Выставив свое учение о происхождении всего П. из "народного убеждения" или из идей, связанных непосредственно со свойствами "народного духа", историческая школа юристов (см.) видела в П. обычном наиболее чистое выражение народного правосознания и ключ к пониманию народного духа. Провозгласив его, поэтому, первым источником права, она обратила особое внимание на разработку теоретического учения о нем. Будучи, кроме того, главным источником наших сведений о юридических отношениях обществ, не имеющих писанного права, П. обычное сделалось предметом усердного изучения этнологов и социологов, а также и некоторых групп политиков, надеявшихся найти в нормах народного обычного П. устои для постройки и всего законодательства в духе народной правды. Дальнейшее изучение привело к существенным разногласиям между исследователями, связанным с общим пониманием ими природ…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право обычное Франции
≈ X≈XIII вв. ≈ эпоха полного господства так называемого "обычного права" (coutumes), записи которого дошли до нас в массе памятников и в позднейших официальных редакциях [Средневековую Францию в юридическом отношении разделяют обыкновенно на область писанного (римского) и область обычного П. ≈ деление, почти совпадающее с делением на области Langue d'oc и Langue d'oil. Но это деление не говорит об исключительном господстве того или другого П., различие лишь количественное: в странах П. писанного больше римских чем обычно-правовых норм.]. Имея национальный интерес для истории французского права, ≈ так как обычно-правовые нормы, с соответствующими позднейшими изменениями, продолжали составлять основу французского П. и позднее, когда рядом с ними выступили другие источники (особенно королевские ордонансы), ≈ войдя значительной частью своих постановлений в действующий и теперь гражданский кодекс (см. Кодификация), французские кутюмы имеют и более общий интерес с точки зрения изучения общего процесса правообразования. Они, правда, не захватывают первоначальной эпохи образования французского П., лучше представленной варварскими законами и капитуляциями (см.); но они возникают в тот период, когда развивалась все более и более феодальная анархия, частые войны опустошали земли и колебали последние общие основы, на которых мог утвердиться порядок, всякое право подчинялось началу силы, и сила сделалась путеводной нитью в каждом лене, в каждом местном управлении. Они носят на себе явные следы того же первоначального фактора правообразования, которому представители реалистической школы П. отводят первостепенное значение (см. Право). Частная борьба за право между отдельными членами сеньорий и общин в это время, несмотря на анархию в управлении, переходит постепенно в более организованную борьбу судебную, но и здесь основой борьбы являются в значительной степени личные взгляды на право, опирающиеся на определенные интересы. Суд решает дело "по обычаям". "Coutume ≈ раз…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право обычное церковное
(богосл.) ≈ под обычным церковным правом разумеется совокупность правил, которые, не будучи установлены положительным законом, соблюдаются в жизни с убеждением в их правоте. В христианской церкви возникновение таких обычаев, которые соблюдались повсеместно, не имея для себя письменного основания, современно самым первым начаткам христианской церковной жизни. Ап. Павел ссылается на обычай церковный в своем рассуждении о том, что жены в церковных собраниях должны являться с покрытой головой (I Кор. XI, 26). В последующее время, до вселенских соборов, предание и обычай были единственным руководительным началом в решении таких церковно-практических вопросов, относительно которых нет прямого указания в Новом Завете. По свидетельству Тертуллиана, в его время было много таких установлений, которые без всякого писания силой обычая сохранялись. Соборы вселенские некоторые из своих постановлений основывают также на силе древних обычаев и требуют вообще, чтобы соблюдаемы были обычаи каждой церкви (Трул. 39). Несмотря на то, что в русском церковном законодательстве нет ясного признания юридической силы за обычаем, в действительной церковно-юридической жизни обычай, несомненно, имеет большое значение. Более или менее полного и приведенного в систему собрания русских церковных обычаев нет в нашей духовной литературе. Против многих действовавших в прежнее время вредных для церковной жизни обычаев вооружались Стоглавый собор и Регламент Петра Вел. Обычай действует в настоящее время по самым разнообразным направлениям церковной жизни: в области богослужения и обрядов церковных, во взаимных отношениях приходского духовенства к чужеприходному в случаях совершения треб этим последним, в способах и формах вознаграждения духовенства за требоисправления и приходского обеспечения их разными сборами, в оставлении приходских мест за дочерьми умерших церковно- и священнослужителей, в славлении по домам, в деревенских праздниках и в крестных ходах вокруг полей и проч. См. Н. Сувор…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право обязательственное
≈ в широком смысле понятие обязательства совпадает с понятием обязанности, как составной части каждого юридического отношения (см.). Каждому праву лица соответствует всегда обязательство (обязанность, наложенная законом) других лиц уважать это право, не вторгаться в его сферу, а в случае такого вторжения ≈ отвечать по специальным постановлениям об этих правах, а также о деликтах (см.). Такие обязательства налагаются законом на всех лиц по отношению к собственникам и к обладателям прав семейных, наследственных и личных. В более тесном смысле под обязательствами разумеются обязанности, принятые на себя членами гражданского общества или представителями различных общественных союзов по добровольному соглашению с другими членами или союзами, причем этим добровольным соглашением определяется не только само вступление в юридические отношения (и для приобретения собственности, и для вступления в брак требуется добровольное решение лица), но и состав прав и обязанностей, принимаемых на себя лицами, вступающими в обязательство. Совокупность юридических норм, регулирующих такого рода добровольные обязательства, носит название П. обязательственного , составляющего один из важнейших отделов гражданского или частного П. (см.) [Часто различают обязательства, возникшие из соглашения, закона и деликта, и все три вида относят одинаково к П. обязательственному, но обязательства из закона охватывают всю систему прав, а обязательства из деликтов укрепляют отдельные виды гражданских прав в дополнение к специальным постановлениям закона.]. Cущество каждого отдельного обязательства состоит в том, что одно или несколько (см. Корреальные обязательства) лиц (кредиторы) получают П . требовать от другого (или других), в силу данного ими обещания или согласия, определенной совокупности действий (см.), ocнoвaниe для которых (см. Побудительная причина договора) дано в предшествующих или последующих действиях самих кредиторов или заключается в объктивных факт…
Полное определение слова «ПРАВО»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Право полицейское
≈ см. Полиция