– философско-эстетический способ освоения мира, свойственный определённому течению в литературе, возникшему в период Первой мировой войны и утвердившемуся на протяжении ХХ века. Основным признаком П. является освоение культуры как несомненной жизненной реальности, осознание мира как огромного текста, писателя – как творца этого текста-мира, а главного героя – как идеального читателя этого текста. Эстетика П. активизирует метод свободных ассоциаций и ориентирована на безличный текст, фрагментарность, полистилистику. Философия П. базируется на трёх основных постулатах: 1) утрата веры в высший смысл и надличностную цель человеческого существования, человеческой истории; 2) действительность иррациональна и не познаваема, а потому её бытие и смысл имеют ту же реальность и ценность, что и миражи, фантазии, создаваемые воображением; 3) не может быть абсолютной истины и вообще какой-либо иерархии. Главная проблема П. – как правильнее понять, объяснить и выразить этот мир? в каком мире я нуждаюсь? Постмодернистские формы в литературе – коллаж, пародия, метароман, историческое повествование, мобильные малые жанры. «Постмодернизм говорит, что его мир – это мир «поверхностей», игры частностями. Однако самое сложное как раз в этих «поверхностях», когда человек увидел, что иллюзии создаваемой им реальности может оказаться менее убедительной, чем сама реальность. Отсюда – психологический срыв. Шок открывшего сиротства» (Л.В. Карасёв). «Постмодернизм – будущее в прошедшем (то, что уже могло бы быть)» (Жан-Франсуа Лиотар).