Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ПИТОМНИК
≈ особое место под открытым небом (в отличие от парника, теплицы и оранжереи), где сеют и воспитывают растение, прежде нежели высадить его на место окончательного развития. П. обставляется благоприятными для роста молодого растеньица условиями. [Устраиваемые в последнее время П. для злаков с целью получения наиболее подходящих для данной местности сортов, конечно, не должны отличаться особо благоприятными условиями; единственной защитой может быть уединение от соседних полей во избежание нежелательного опыления]. Деревья, полно и сильно питающиеся с самой юности, более способны противостоять невзгодам и лучше развиваются, чем деревья одного с ними возраста, терпевшие с первых дней жизни недостаток в пище. Кроме того, П. должен служить до некоторой степени опытною станциею для выведения новых сортов, отвечающих местным условиям или же более ценных. Уже римляне устраивали питомники; в христианскую эру П. сосредоточились в руках монастырей, отличаясь прекрасным устройством. Более прочную постановку нашло это дело во Франции, где возникли большие П. на коммерческих основаниях. Старинные садовые заведения в Анжере, Орлеане, Вотри и т. п. славятся по сие время. За Францией потянулись Нидерланды, Бельгия, затем Германия, Австрия, Россия и т. д. В России наиболее известен П. покойного Грелля. С распространением искусственного облесения в России стали возникать П. в частных имениях, тем более, что теперь все более и более укореняется убеждение в большей выгоде и успешности производить облесение не семенами, а саженцами. Помимо коммерческой стороны дела, т. е. вопроса о выгодности питомника при данных местных экономических условиях, необходимо обращать внимание на качество почвы, положение и пригодность местности. Под П. выбирают безусловно хорошую почву , так как большие расходы на улучшение последней ложатся тяжелым бременем на производство. Почва должна содержать достаточно перегноя, не быть ни слишком легкой, ни слишком тяжелой. Обыкновенно предпочитают глубокий суглинок. На легких почвах деревья часто страдают от засухи, медленно растут и образуют на корнях бесчисленное число мочек, отчего деревья неспособны к далекой пересылке, так как прирастают гораздо хуже, чем те, которые имеют еще и достаточное число главных и боковых корней. На тяжелых почвах запаздывает созревание древесины, так как почвы эти трудно прогреваются и рост деревьев начинается очень поздно. Самая работа на тяжелых почвах требует слишком много труда. Равным образом следует избегать сырых, холодных почв. Уничтожить сырость можно канавами, лучше ≈ дренажем. Из опасения застоя воды выбирают подпочву легко проницаемую. Местоположение. Питомник должен быть защищен с С и З и от господствующих ветров. Если нет естественной защиты в виде небольших возвышенностей или лесов, то следует прибегать к искусственным насаждениям, для чего наиболее пригодны хвойные туя, пихта и ель, а также некоторые кустарники, могущие образовать сплошные изгороди. Впрочем, чрезмерная защита только изнеживает деревья, которые, будучи высажены на свободу, в менее благоприятных условиях начинают страдать от рака или ожогов. Древесная защита необходима еще и для образования особых тенистых мест, где высеваются растения, требующие некоторого отенения. Самое место под П. может быть несколько наклонно (не более 5╟) с С на Ю, но никак не с Ю на С или на В. Сильный наклон местности, хотя бы и на Ю, вреден как потому, что вызывает чересчур раннее согревание, так и потому, что дожди размывают верхний слой почвы и оголяют корни. Разделение. Главное деление П. на три участка: 1) первый ≈ для размножения, где находятся гряды для посева семенами, для посадки черенками и отводками; 2) второй ≈ для саженцев, куда высаживаются сеянчики, т. е. растения, выращенные в первом отделении; 3) третий ≈ для взрослых деревьев, место окончательного развития саженцев, пересаженных сюда уже на больших друг от друга расстояниях. Каждый из трех участков, или отделений, разделяется на несколько полос, кварталов, на которых размещаются растения в несколько правильных рядов. Расстояние между рядами и между растениями зависит от возраста и сорта последних, а также от качества почвы. Помимо деления по возрасту, питомник разбивается, по сорту деревьев, на плодовые, лиственные и хвойные участки. Кроме того, в питомниках отводятся особые запасные отделения без определенного назначения. Необходимо иметь где-нибудь вблизи отделений для размножения и для саженцев особый водоем в виде, например, пруда. Литература см. в ст. Плодоводство. Е . Каратыгин. Питомники лесные устраиваются временные и постоянные. Первые предназначены для однократного или вообще немногократного воспитания известного количества растений и закладываются вблизи культурной площади. В постоянных же П. много раз на одной и той же площади выращивают растения. Кроме того, во временных П. выращивают обыкновенно лишь сеянцы 1≈3-летнего возраста, в постоянных же, кроме сеянцев, могут быть воспитаны и саженцы более высокого возраста, пересаживаемые из семенных гряд в древесную школу. Так как временные П. устраивают часто на той самой площади, на которой должна быть произведена посадка, то под ними может оказаться почва самых разнообразных качеств. Для постоянных же П. стараются выбрать по возможности плодородную почву, а при необходимости ограничиться малоплодородною ≈ улучшают ее посредством удобрения, что приходится применять и в П., устроенных на плодородной почве, когда она окажется через несколько лет истощенною. Чистые минеральные удобрения для этой цели применяют редко, пользуясь всего чаще компостною землею и дерновою золою. Компостную землю получают, складывая на год или на два кучи сухой листвы и других растительных остатков, часто с примесью извести, ускоряющей процесс разложения. Дерновую золу получают при пережигании высушенных дернин в особых кострах. Обработка почвы под П. производится изредка с помощью мотыг, обыкновенно же посредством перештыковки лопатами (перелопачивания), при котором верхние, более плодородные слои почвы попадают вниз, уступая свое место нижним. Эта работа требует на 100 кв. саж. площади: При перештыковке: На почве: Легкой Средней плотности Тяжелой На 1 штык (5 врш.) 6≈10 10≈16 16≈25 Мужских рабочих дней На 2 штыка (8≈9 врш.) 10≈18 18≈30 30≈45 На 3 штыка (10≈12 врш.) 15≈25 25≈45 40≈60 Эти данные относятся к нетронутым почвам; если есть возможность предварительно распахать почву на соответствующую глубину, то количество рабочей силы на перештыковку уменьшится примерно вдвое. Кроме того, предварительная распашка почвы, производимая за год или за 1 / 2 года до перештыковки, полезна еще тем, что благодаря ей улучшаются свойства почвы, в особенности плотной. Для посева семян в П. приготовляют гряды, для пересадки растений устраивают древесную школу, также разбиваемую на гряды там, где предполагается садить мелкие сеянцы на близких расстояниях один от другого; для посадки же более крупных саженцев, размещаемых настолько редко, что между рядами их может пройти рабочий, отводят сплошные поля. Длина семенных гряд и размеры полей древесной школы могут быть произвольными, но обыкновенно определяются расстоянием между устраиваемыми для проезда широкими дорогами, которыми П. разделяется на отдельные участки, или кварталы. Ширина и вышина гряд изменяются в зависимости от свойств почвы: на сырых почвах устраивают высокие гряды (8≈10 врш.), на сухих ≈ низкие: чем уже гряда, тем лучше развиваются на ней растения, в особенности на плотных почвах, на которых и устраивают иногда гряды 10≈12 врш. ширины. Посев на семенных грядах производят вразброс, в бороздки или в ямки. Вразброс высевают мелкие и маловсхожие семена, напр., ильмовых пород, березы, ольхи; сеют иногда вразброс и более крупные семена, напр., хвойных пород, если желают получить с данной площади возможно большее число сеянцев. Посев в бороздки является наиболее употребительным. Бороздки проводят поперек, изредка вдоль гряды с помощью особого бороздника или выдавливают их ребром обыкновенной доски или с помощью особых сеяльных досок. Расстояние между бороздками изменяется обыкновенно в пределах от 3 до 6 врш. в зависимости от быстроты роста данной породы и возраста, до которого сеянцы будут оставлены на семянной гряде. Для достижения равномерного посева можно пользоваться особыми приспособлениями. В ямки высевают крупные семена, напр., дубовые желуди, орехи и пр. О числе получаемых сеянцев и количестве высеваемых семян дают представление следующие числа: Древесная порода 100 аршин борозд Дают сеянцев тыс. штук Требуют семян фн. от до от до Ель 8≈15 0,5≈1,0 Сосна 7≈12 0,6≈1,2 Лиственница 5≈10 1,0≈2,0 Пихта 5≈20 3,0≈5,0 Сибирский кедр 4≈8 2,0≈4,0 Дуб 1≈3 15,0≈30,0 Бук 4≈10 8,0≈12,0 Ильмовые породы 3≈7 1,0≈2,0 Ольха и береза 4≈12 1,0≈2,0 Ясень и клен 3≈10 1,0≈2,0 Граб и липа 5≈12 1,5≈3,0 Акация 6≈10 0,7≈1,5 Двулетних сеянцев получается с данного протяжения борозд меньше: у медленно растущих пород на 20≈30%, у быстрорастущих ≈ на 40≈50%; еще менее можно получить трехлетних сеянцев. Соответственно этому, следует высевать и меньшее количество семян. Засеянные гряды присаривают опилками, рубленою соломою и т. п. или прикрывают мхом. При появлении всходов покрышка должна быть снята. Поливку применяют лишь в том случае, если посев производят летом (напр., ильмовых пород) или при чрезвычайных засухах; обыкновенно же ограничиваются поверхностным разрыхлением почвы (для ослабления испарения), производимым при полотье, и притенением гряд посредством особых щитов или хвойных ветвей, втыкаемых с нижней стороны гряды. Полотье приходится повторять от 3 до 5 раз в лето, производя его по возможности после дождей, когда траву легче выдернуть с корнями. Предназначенные для посадок сеянцы выкапывают, сортируют по величине, отбрасывая плохо развитые, и связывают в пучки по сотням; у лиственных сеянцев часто обрубают концы корней, а иногда укорачивают и надземную часть. Для получения саженцев 1≈2-летние сеянцы пересаживают в школу, размещая их более или менее густо в зависимости от быстроты роста данной породы и числа лет, в течение которых саженцы будут находиться в школе. Как уже указано выше, при густом размещении школу разделяют на гряды и на них помещают растения по возможности равномерно, чтобы они могли одинаково развиваться во все стороны; другими словами, размещают растения так, что расстояние между рядами саженцев и между саженцами в рядах будут примерно одинаковы. Саженцы оставляют в школе 2≈3, редко 4 года. При необходимости иметь более крупные саженцы их пересаживают из первой школы во вторую, размещая на больших расстояниях; в такой школе не устраивают гряд, а размещают растения рядами, отстоящими один от другого на 8≈10 врш., в рядах же расстояние между саженцами может быть меньше. Уход за школою состоит в разрыхлении почвы, при котором удаляется и трава; в первой школе это разрыхление производят небольшими мотыгами или скребками, во второй же школе, при значительном расстоянии между рядами, оказывается возможным применение экстирпаторов (см.), весьма удешевляющее работу. Сеянцы пересаживают в школу "под стенку": в канавку, одна из стенок которой делается отвесною; в эту канавку помещают целый ряд растений, располагаемых на надлежащих расстояниях одно от другого, и сразу засыпают их корни землею; для более правильного размещения растений прибегают к помощи посадной доски, снабженной вырезами на подлежащих расстояниях для помещения стволиков растений. Для небольших школ удобна доска Мутшеллера, для значительных работ можно пользоваться машиною Гакера. Крупные саженцы пересаживают в канавы или в отдельные ямки. Стоимость воспитания растений в лесных П. весьма невелика ≈ не превышает при самых дорогих ценах на рабочие руки 25 коп. на 1000 шт. хвойных сеянцев и 50 коп. для лиственных, за исключением дуба, сеянцы которого могут обойтись дороже. При перешколивании стоимость растений сильно возрастает, достигая 3≈5 р. за тысячу однажды перешколенных растений и 10≈15 р. за перешколенные дважды. Ср. F ü rst, "Die Pflanzenzucht im Walde" (3 изд., 1897); Шредер, "П., огород и плодовый сад" (1897); Турский, "Разведение лесных деревьев" (1886); его же, "Сборник статей по лесоразведению" (1894). В. Добровлянский.