ПИЗАНО: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ПИЗАНО

ПИЗА́НО (Рisano), прозвище ряда итал. скульпторов и архитекторов 13-14 вв. Никколо (ок. 1220 - между 1278 и 1284), один из основоположников Проторенессанса , создавал пластически осязаемые образы, полные могучей силы (кафедра баптистерия в Пизе, 1260). Джованни (ок. 1245 - после 1314), сын Никколо. Сочетал страстную эмоц. напряжённость образов, готич. изломанность линий с традициями Проторенессанса (кафедра в церк. Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301). Андреа (ок. 1290- 1348 или 1349), соединял проторенессансную ясность композиции с готич. стилизацией форм (рельефы юж. дверей баптистерия во Флоренции, 1330-36). Нинo (ок. 1315-68), сын Андреа, под воздействием франц. готики создавал изысканные, отмеченные гибкостью ритмов скульптуры ("Мадонна", 1343-47, Музей собора, Орвието).

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПИЗАНО

Пизано Леонардо

(Pisano) ≈ итал. математик (1180≈1260); в своем сочинении "Liber Abad" (1202) в изложении арифметики и алгебры арабов П. ввел инд. или араб. цифры; П. оставил еще работы по математике "Liber quadratorum", "Practica geometriae" и "Flos".

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ПИЗАНО

Пизано художники

(Pisano) ≈ четыре итальянских художника: 1) Николо П . (род. в начале XIII стол., ум. около 1280 г.) ≈ знаменитый скульптор, родом из Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная заслуга П. заключается в том, что он, отрешившись от византийской традиции, старался возродить в пластике античный стиль. Вопрос о том, под каким влиянием П. проникся классическим духом, остается до настоящего времени открытым, хотя и существует весьма правдоподобное предположение, что этот мастер во время своего пребывания в Южной Италии имел случай видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по времени произведение П. (1233) ≈ рельеф "Снятие со Креста" (находящийся в притворе церкви св. Мартина, в Лукке) ≈ еще имеет некоторые характерные особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же его работа, великолепная мраморная кафедра в пизанской крестильнице, исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается античным искусством. Она представляет собой как бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину ящика, ≈ на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между собой арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в этих рельефах еще отчасти сохранены типы, установленные византийским искусством, однако общий характер композиций, фигуры и выдержанность строгого барельефного стиля знаменуют собой возрождение античной пластики. Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном виде выступает в других работах П., а…
Полное определение слова «ПИЗАНО»
Большой словарь оружия

ПИЗАНО

Витторе, скульптор, художник (эскизы моделей пушек). Италия. До 1345.