Передвижение (ист.-культ.)
≈ может быть разделено на естественное и искусственное. Естественное П. совершается на двух ногах, чем человек существенно отличается от ближайших к нему животных, приматов или обезьян, которые или бегают на четырех конечностях, или (высшие, антропоморфные), если и ходят на ногах, то всегда опираясь на свои длинные руки. Естественный способ П. во многих странах и местностях является и до настоящего времени единственно возможным ≈ именно всюду, где не живут или не могут жить способные ходить под верхом или в упряжи домашние животные или не имеется проезжих дорог. Сюда относится, например, большая часть тропической Африки (чем и объясняются обширные караваны носильщиков, с которыми приходится идти европейским путешественникам), а также некоторые горные местности в Китае, где на носильщиках переносятся как товары, так и более состоятельные путешественники. В Японии место извозчиков занимают дженерикши ≈ возчики колясочек. Там, где есть реки, или озера, или сравнительно спокойные моря, весьма рано вошли в употребление различные виды лодок (см.), а в странах, где значительную часть года лежит снеговой покров, с давних пор пользуются лыжами (на севере Европы и в Северной Америке). Весьма вероятно, что первоначальное пользование санями и повозками происходило без участия животных, а лишь с помощью людей, как это мы видим и теперь, например, у эскимосов, и как это было в древности в Египте и Ассирии. В Австралии, на островах Полинезии, в Америке до прибытия европейцев вовсе не имелось ездовых животных; только в горном Перу пользовались для перевозки тяжестей ламами, да на далеком Севере эскимосы умели приспособить для возки нарт своих собак. Езду на собаках мы встречаем также на севере Сибири от Чукотского края и Якутской области до Приобья и северного Приуралья, но только у более оседлых инородцев, особенно у якутов и остяков. Кочевые инородцы ≈ чукчи, тунгусы, самоеды ≈ предпочитают ездить на оленях, запрягая их по нескольку в легкие нарты (лопари ≈ даже по одному, в свои кережки), или ≈ как тунгусы ≈ употребляя их под верховых. Пользование оленями выгодно в том отношении, что не требует возки с собой корма, но зато предполагает перекочевки с места на место в соответствии с обилием в ближайших окрестностях мха. Поэтому оседлые инородцы, а также и русские предпочитают ездить на собаках, хотя это и неудобно на дальних расстояниях, так как требует перевозки с собой для них корма (юколы ≈ сушеной рыбы). Олень, надо думать, заменил собой на севере рогатый скот, быков и коров, приручение которых и приспособление к работе последовало, вероятно, раньше в более южных странах. Различными породами рогатого скота пользуются для П. и перевозки тяжестей во многих странах: в Тибете (яки), на Цейлоне (зебу), в Индо-Китае, в Южной Африке (порода с большими рогами), на Мадере и Канарских островах, в Южной и отчасти Средней Европе, причем местами ими пользуются как вьючными и верховыми животными (в Тибете, у южноафриканских кафров). В Индии и Индо-Китае для той же цели служат слоны, которыми пользовались некогда в Северной Африке и карфагеняне; впоследствии приручение африканского слона было забыто. В Азии произошло также приручение верблюда, который и теперь еще встречается в диком состоянии в пустынях Монголии. Через Сирию и Аравию пользование верблюдом перешло и в Африку, где он сделался незаменимым животным для Ливийской пустыни и Сахары. Самыми распространенными ездовыми животными должны, однако, считаться осел, лошадь и помесь между ними ≈ мул. Осел был приручен впервые в Египте и распространился отсюда по всей Передней Азии, Северной Африке и Южной Европе, а приручение лошади произошло, по всей вероятности, в среднеазиатских степях, где ею издавна пользовались в качестве верхового животного, тогда как далее на запад, в Передней Азии и Египте, ее употребляли сначала только для запряжки в колесницы. Из Европы лошадь перешла в Америку, где скоро ее усвоили себе и многие племена индейцев Северной и Южной Америки, ставшие настоящими конными народами (в североамер. прериях и южноамер. пампах). Мул (см.) получил наибольшее распространение в Северной Африке, Испании (откуда он перешел в Америку), Передней Азии, Китае, Корее и отчасти Индокитае. Во многих местностях его предпочитают лошади за силу и выносливость. До 40-х гг. нынешнего столетия езда на лошадях была главным способом П. на дальних расстояниях, но с этого времени пользование паром и электричеством получает все большее распространение, местами вытесняя извозный промысел. Д. А .