Большой российский энциклопедический словарь
ПАНТОМИ́МА (от греч. раntomimos, букв.- всё воспроизводящий подражанием), вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средства создания худ. образа - пластика, жест, мимика.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ПАНТОМИ́МА -ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. II прил. пантомимный, -ая, -ое и пантомимический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
пантомимы, ж. (от греч. pantomimos - все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в к-ром действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.
Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, -мимное зрелище.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки ≈ вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что наз…
Полное определение слова «ПАНТОМИМА»
Русско-латинский словарь
mimus [i, m] , pantomimus [i, m];
+ представлять пантомиму pantomimum agere;