Откровение Авраама
≈ Апокриф этот встречается у нас уже в списке XIV в. (Сильвестровский сборник) и, с изменениями или без них, входит в состав Толковой Палеи. Основан он на еврейских сказаниях об Аврааме, отчасти внесенных в разные книги (Яшар, Мидраш, Гемара). Сказания эти перешли в апокриф не прямо, а путем греческих переделок. Перевод с греч. явился на славянском юге в глубокой древности, но южно-славянских текстов не сохранилось. Содержание "О. Авраама" сводится к тому, что Авраам убеждается в бессилии идолов, которых делает его отец Фарра: идол Марумаф, ударившись о другого идола, лишается головы; часть идолов, отправленных для продажи, при падении, разбивается; идол Варисат, приставленный для наблюдения к горящим дровам, частью сам сгорает. Авраам доходит до мысли о Боге, все сотворившем. Тогда слышится голос с неба, приказывающий Аврааму, после 40-дневного поста, принести жертву Богу, и приставленный к Аврааму ангел Иоиль ведет его на гору Хорив. Здесь Авраам приносит жертву и подвергается покушению дьявола Азазила, но ангел приказывает ему оставить Авраама. По захождении солнца Авраам вместе с Иоилем возносится на небо, сидя на крыле голубином. Сначала они видят неописуемый свет, затем престол, стоящий на четырех животных, семь небес и все, что делается на них, землю, преисподнюю и Эдем, в котором находятся Адам, Ева и Азазил. Авраам задает вопрос о том, каким образом Бог допустил грехопадение? Вместо ответа излагаются предсказания о будущих судьбах мира, указываются грехи и преступления на земле и наказания за них в будущей жизни. ≈ В близкой связи со второй частью этого апокрифа находится другой апокриф: "Смерть Авраама". ≈ См. Порфирьев, "Апокрифическия сказания" (исследование, 1873); Соболевский, "Древнерусская переводная литература" (литограф., 1892≈93 г., стр. 71). Тексты изданы А. Н. Пыпиным ("Памятники стар. рус. литературы", т. III). Н. С. Тихонравовым ("Памятники отреч. литературы") и И. Порфирьевым ("Апокрифические сказания"; текст). См. "Сборник 2-го отд. Акд. Наук", т. XVII). Н. Т.