ОПТИМИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ОПТИМИЗМ

ОПТИМИ́ЗМ (от лат. optimus - наилучший), представление о том, что в мире господствует положит. начало, добро. Термин введён для характеристики учения Г.В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных. Противоположность О.- пессимизм.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ОПТИМИЗМ

ОПТИМИЗМ -а, м. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при к-ром человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм. Здоровый о. II прнл. оптимистический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ОПТИМИЗМ

оптимизма, мн. нет, м. (от латин. optimus - лучший) (научн.). 1. Философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования, и утверждающее преобладание в мире добра над злом; противоп. пессимизм (филос.). Метафизический оптимизм Лейбница. 2. Склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего-н.

Толковый словарь Ефремовой

ОПТИМИЗМ

м.
Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в светлое будущее, в успех (противоп.: пессимизм).

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ОПТИМИЗМ

(от лат. optimus ≈ наилучший) ≈ воззрение, по которому существующий мир есть лучший из возможных, и все в нем совершающееся ведет к добру. Принципиально О. требуется учением о Боге, как Всеблагом, Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать О. с этой точки зрения составляет особую задачу оправдания Божества или Теодицеи (см.); самый значительный образчик такого исследования дан в известном сочинении Лейбница (см.). Главная трудность задачи состоит в фактическом существования зла и страдания в мире, что дает видимую основу для противоположного О. воззрения (см. Пессимизм). Самая возможность оценки мира в смысле добра и зла предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием принципиального значения в жизни вселенной, ≈ признание; что мир имеет цель, и что эта цель есть человек. Поэтому в воззрениях натуралистических, не придающих такого значения человеку, и тем более в воззрениях, отрицающих в мире всякую целесообразность (механический материализм), спор между О. и пессимизмом не имеет никакого смысла. Вне теологической и метафизической области О. может опираться на признание постоянного прогрессивного характера мировой жизни; но самое понятие прогресса нуждается в дальнейшем философском оправдании, которое с известных точек зрения, напр. механической, не может быть проведено до конца (см. Телеология, Прогресс). От О., как общей теории, следует различать О. как господствующее личное настроение (в зависимости от свойств темперамента), побуждающее человека видеть во всем хорошую сторону и не унывать в несчастии. Теоретический и житейский О. далеко не всегда совпадают между собою. Вл. С.