Большой российский энциклопедический словарь
О́ПЕРА (итал. opera, букв.- сочинение), муз.- театральное произв., основанное на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Возникла О. в Италии на рубеже 16 и 17 вв. (см. Флорентийская камерата ). В ходе ист. эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вок. ансамбль, хоры, орк. номера (увертюра, антракты). Иногда О. включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности О.: ист.-легендарная, героико-эпич., нар.-сказочная, лирико-бытовая и др. Нек-рые виды О. тесно связаны с определ. нац. культурой и эпохой - итал. onepa-cepua (серьёзная), опера-буффа (комическая), франц. большая опера , опера-комик , лирическая опера , нем. и австр. зингшпиль , англ. балладная опера. Первые рус. О. появились во 2-й пол. 18 в. Классич. произв. оперного жанра в России возникли в 19 в., тогда же нац. О. были созд. на Украине, в нач. 20 в.- в Азербайджане, Армении, Грузии. Среди композиторов - авторов наиб. значительных О.: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Пёрселл, Ж.Б. Люлли, Ж.Ф. Рамо, К.В. Глюк, В.А. Моцарт, Л. Керубини, Ж.Ф. Лесюэр, Л.ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви, А. Буальдьё, К.М. фон Вебер, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Монюшко, Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Яначек, П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус, А. Шёнберг, А. Берг, Ф. Бузони, И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Дж.К. Менотти; М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, А.Н. Серов, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Т.Н. Хренников, Р.К. Щедрин, А.П. Петров. См. также Музыкальная драма , Рок-опера .
Большой российский энциклопедический словарь
"О́ПЕРА САН-ФРАНЦИСКО" (San Francisco Opera Company), одна из крупнейших оперных компаний США. Осн. в 1923 по образцу "Метрополитен-опера" . С 1934 имеет балетную труппу (ныне выступающую и самостоятельно - "Сан-Франциско Балле"), ряд филиалов.
Большой российский энциклопедический словарь
"О́ПЕРА С.И. ЗИМИНА", крупнейший частный театр России, работавший в Москве в 1904-17. Развивал традиции Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова. С 1917 государственный. С 1919 под разл. назв., в 1922-24 акц. об-во "Первая свободная опера С.И. Зимина".
Большой российский энциклопедический словарь
"О́ПЕРА СПАСЕНИЯ", жанр франц. оперы, возникший в период Франц. рев-ции, кон. 18 в. Характерные черты - идея борьбы с тиранией, героич. сюжеты с драм. коллизиями и благополучной развязкой (отсюда назв.). Гл. представитель - Л. Керубини.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ОПЕРА -ы, ж.
• 1. Музыкально-драматическое произведение, в к-ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы.
• 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на оперу (устар. в оперу ). * Из другой (не из той) оперы (разг. шутл.) - о чём-н. совершенно не относящемся к делу. II прил. оперный, -ая, -ое. Оперная партитура. О. певец. О. театр.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
оперы, ж. (ит. opera от латин. мн. ч. opera - творения). 1. Музыкально-вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в к-ром речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая опера. Итальянская опера. Русская опера. Исполнять оперу. Ѓ Соответствующее театральное представление. Взял билет на оперу "Евгений Онегин". Быть на опере или (устар.) в опере. В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет. Л. Толстой. 2. Оперный театр. Купить абонемент в оперу. Что сегодня дают в опере? Ѓ Оперная труппа. Гастроли московской оперы. Третий год поет в опере. Из другой оперы или не из той оперы (разг. шутл. ирон.) - поговорка о чем-н., совершенно не относящемся к делу. к теме данного разговора.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1)
а) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
б) Сценическое представление, воспроизводящее такое произведение на сцене.
2) Совокупность представлений такого жанра, объявленная театром.
3) разг. Оперный театр.
4) разг. Оперная труппа.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка умалит. подходит иногда ближе к водевилю.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(opera ≈ итал., Oper ≈ нем., op éra ≈ франц.) ≈ художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная комедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже более серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Opaцио Векки, хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на котором ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол. В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер, опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель О. ≈ усилить и углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя музыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее, успех ее находится в зависимости от текста (либретто, см.), который должен иметь интересный, ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию хора. Задача О. ≈ не эффектность, а полная выразительность. О. отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой половине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почти превратили О.…
Полное определение слова «ОПЕРА»
Словарь иностранных слов
[ит. opera <лат. opera произведение, сочинение] - музыкально-драматическое произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-поэтических образах и выражается с помощью инструментальной (оркестровой) и вокальной (сольной, хоровой) музыки.
Этимологический словарь Фасмера
о́пера
•впервые у Петра I, 1713 г.; см. Смирнов 211. Из ит. ореrа, откуда нем. Ореr, стар. Ореrа (еще у Лейбница, 1621 г.), франц. оре́rа; см. Клюге-Гётце 426. Гамильшег, ЕW 149; Преобр. I, 653.