ОБУЧЕНИЕ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕ́НИЕ, осн. путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под рук. педагогов, мастеров, наставников и т.д. В ходе О. усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивид. способностей, интересов уч-ся осуществляется в процессе дифференцир. О. Тесно связано с воспитанием. Ведётся в уч. заведениях и в ходе практич. деятельности.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕ́НИЕ см. учить.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ОБУЧЕНИЕ

обучения, мн. нет, ср. Действие по глаг. обучить-обучать и обучаться. ...Революция 1905г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс... Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное обучение.

Психологический словарь

ОБУЧЕНИЕ

И РАЗВИТИЕ

(англ. education and development) — широко разрабатываемая в психологии проблема, выясняющая взаимоотношение этих двух различных процессов (см. Педагогическая психология , Развитие психики, Учение).

В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в нач. 1930-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению (см. Обучаемость ). То же, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Выготским как «зона актуального развития».

Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Выготский подверг критике 2 против. направления, представленные в 1930-х гг. в зарубежной психологии:

1) рассматривающее развитие в отрыве от обучения (Ж. Пиаже) и

2) отождествляющее развитие с обучением (Э. Торндайк).

Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах П. П. Блонского, показавшего сложное соотношение между знанием и мышлением: овладение знаниями, с одной стороны, — необходимое условие развития мышления, а с др. — вне мыслительного процесса не м. б. усвоения знаний. Интенсивные исследования в 1940-60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и р., прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие уч-ся в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов; см. Развиваю…
Полное определение слова «ОБУЧЕНИЕ»
Психологический словарь

ОБУЧЕНИЕ

ЛАТЕНТНОЕ

— см. Латентное научение .