О́БРАЗ,
• в психологии субъективная картина мира, включающая самого субъекта, др. людей, пространств. окружение и временнyю последовательность событий.
• О. художественный - категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия худ. произведения.
Большой российский энциклопедический словарь
ОБРАЗ
О́БРАЗ ЖИЗНИ, филос.-социол. понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ОБРАЗ
ОБРАЗ -а, мя. -ы, -ов, м.
• 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
• 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
• 3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
• 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
• 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
• 6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий. * Главным образом - преимущественно. Работает главным образом в лаборатории. Каким образом? - как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился? Таким образом - 1) так, таким способом. Поспи/паи именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и е знай. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, всё в порядке. И таким образом, взнач. союза- выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились. Решительным образом - то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.). Равным образом (книжн.) - в любом случае одинаково. По образу пешего хождения (разг. шутл.) - пешком. II прил. образный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа. ОБРАЗ , -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе. II уменьш. образок, -зка, м. II прил. образной, -ая, -ое.
• 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
• 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
• 3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.
• 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
• 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
• 6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий. * Главным образом - преимущественно. Работает главным образом в лаборатории. Каким образом? - как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился? Таким образом - 1) так, таким способом. Поспи/паи именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и е знай. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, всё в порядке. И таким образом, взнач. союза- выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились. Решительным образом - то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.). Равным образом (книжн.) - в любом случае одинаково. По образу пешего хождения (разг. шутл.) - пешком. II прил. образный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа. ОБРАЗ , -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе. II уменьш. образок, -зка, м. II прил. образной, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ОБРАЗ
образа, мн. образа, м. То же, что икона.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ОБРАЗ
образа, мн. образы, м. 1. Облик, вид, подобие (книжн.). Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма. Гончаров. Напьется он там до звериного образа, - что хорошего? А. Острвскй. Потерять образ человеческий. Ѓ Изображение (устар.). Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. Крылов. 2. Живое, наглядное представление о ком-чем-н. Ощущение есть субъективный образ объективного мира... Ленин. Тройка, семерка, туз скоро заслонили в воображении Германна образ мертвой старухи. Пушкин. Светлые образы будущего. Максим Горький. Ѓ То, что видится, кажется, грезится, представляется воображению (книжн.). Полуночные образы реют. Фет. 3. Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее. Белинский. 4. Созданный художником или актером характер, тип. Образ Чичикова. Образ Гамлета. Образ Пушкина в картинах Репина. средство (заменяя наречие, соответствующее этому прилагательному). Протестовать самым решительным образом (т.е. решительно). Надлежащим образом. Обрадуется случаю выдать свою дочь выгодным образом. Пушкин. Надул самым бессовестным образом. Тгрнв. Ѓ В той же форме, в сочетании с нек-рыми прилагательными и местоимениями служит для образования вводных слов и наречий, значение к-рых зависит от знач. определения. Главным образом (преимущественно). Некоторым образом (как-то). Равным образом (одинаково). Никоим образом (совсем не, никак). Каким образом? (как?). Таким образом (так.). Обстоятельство образа действия (грам.) - второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: как? каким образом? По образу пешего хождения (фам. шутл.) - пешком. По образу и подобию чьему (ритор. устар. и шутл.) - по какому-н. образцу, беря в пример кого-что-н. рыцарь печального образа - см. рыцарь.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ОБРАЗ
Образ (лик) Иисуса Христа
≈ И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений ≈ О., отпечатлевшийся на убрусе или полотенце; которым И. Христос отер лицо свое; он был послан эдесскому тетрарху Авгарю. Сказание об этом О. в первый раз встречается во второй половине V в. у армянского историка Моисея Хоренского, который заимствовал его из "деяний Фаддея", появившихся "незадолго перед тем"; в церкви греческой оно появилось в первый раз у церковного историка Евагрия (в середине VI в.). Иоанн Дамаскин сообщает, что сам видел нерукотворный О. в Эдессе, и подробно его описывает. В 944 г. О. из Эдессы был перенесен в Константинополь и описан императором Константином Порфирородным. С XIII в. судьба эдесского О. неизвестна. Некоторые говорят, что он в XIII в. был похищен из Константинополя крестоносцами и отправлен в Венецию, но на пути, вместе с кораблем, погиб в море. Другие утверждают, что император Иоанн Палеолог подарил его за услуги некоему Леонардо-де-Монтальдо, а тот привез его в Геную, где он находится и доселе. Кроме Генуи, с XVII в. Рим (церковь св. Сильвестра) претендует на обладание именно этим О. Другой О., которому предание приписывает происхождение от самого Иисуса Христа, известен под именем Вероники. По преданию (в апокрифическом евангелии Никодима и в хронике Иоанна Малалы), это имя носила женщина, страдавшая кровотечением и исцеленная Иисусом Христом, о чем говорится в Евангелии. По одним сказаниям, чудесный О. запечатлелся на полотенце, которым Иисус Христос утер лице свое, после омовения, в доме Вероники, по другим ≈ на плате, которым Вероника утерла кровавый пот Страдальца во время шествия его на Голгофу. Древнейшее из сказаний о происхождении этого О. относится к VIII в. (англосаксонская редакция). К началу того же века относится и свидетельство о нахождении полотна (S. Sudario) Вероники в Риме…
Полное определение слова «ОБРАЗ» ≈ И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений ≈ О., отпечатлевшийся на убрусе или полотенце; которым И. Христос отер лицо свое; он был послан эдесскому тетрарху Авгарю. Сказание об этом О. в первый раз встречается во второй половине V в. у армянского историка Моисея Хоренского, который заимствовал его из "деяний Фаддея", появившихся "незадолго перед тем"; в церкви греческой оно появилось в первый раз у церковного историка Евагрия (в середине VI в.). Иоанн Дамаскин сообщает, что сам видел нерукотворный О. в Эдессе, и подробно его описывает. В 944 г. О. из Эдессы был перенесен в Константинополь и описан императором Константином Порфирородным. С XIII в. судьба эдесского О. неизвестна. Некоторые говорят, что он в XIII в. был похищен из Константинополя крестоносцами и отправлен в Венецию, но на пути, вместе с кораблем, погиб в море. Другие утверждают, что император Иоанн Палеолог подарил его за услуги некоему Леонардо-де-Монтальдо, а тот привез его в Геную, где он находится и доселе. Кроме Генуи, с XVII в. Рим (церковь св. Сильвестра) претендует на обладание именно этим О. Другой О., которому предание приписывает происхождение от самого Иисуса Христа, известен под именем Вероники. По преданию (в апокрифическом евангелии Никодима и в хронике Иоанна Малалы), это имя носила женщина, страдавшая кровотечением и исцеленная Иисусом Христом, о чем говорится в Евангелии. По одним сказаниям, чудесный О. запечатлелся на полотенце, которым Иисус Христос утер лице свое, после омовения, в доме Вероники, по другим ≈ на плате, которым Вероника утерла кровавый пот Страдальца во время шествия его на Голгофу. Древнейшее из сказаний о происхождении этого О. относится к VIII в. (англосаксонская редакция). К началу того же века относится и свидетельство о нахождении полотна (S. Sudario) Вероники в Риме…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ОБРАЗ
Образ королевский
(Eikon basilike) ≈ заглавие весьма популярной в Англии XVII в. книги, принадлежавшей перу богослова Гаудена, но приписывавшейся королю Карлу I, который будто бы написал ее перед казнью. В ней Карл I с большим искусством выставлен был страстотерпцем. Впечатление этой книги было так сильно, что в виде опровержения ее Мильтон написал своего "Иконокласта". Ср. Кареев, "История Западной Европы" (т. II; стр. 497 и 606).
(Eikon basilike) ≈ заглавие весьма популярной в Англии XVII в. книги, принадлежавшей перу богослова Гаудена, но приписывавшейся королю Карлу I, который будто бы написал ее перед казнью. В ней Карл I с большим искусством выставлен был страстотерпцем. Впечатление этой книги было так сильно, что в виде опровержения ее Мильтон написал своего "Иконокласта". Ср. Кареев, "История Западной Европы" (т. II; стр. 497 и 606).
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ОБРАЗ
икона, лик. Образ-складень. См. вид , изображение , икона , способ , стиль
|| главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом
|| главным образом, другим образом, коренным образом, никоим образом, по образу, по образу и подобию, принять ангельский образ, равным образом
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ОБРАЗ
действий
см. планСловарь русских синонимов Н. Абрамова
ОБРАЗ
мыслей
см. воззрениеПсихологический словарь
ОБРАЗ
(англ. image) — чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для О. служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См. Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов, Функциональная эквивалентность образов).
Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О., перцепт) — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. представления (см. Представление , Представления памяти). 3. О. воображения (син. фантазия) — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение ). 4. Послеобраз (син. последовательный О.) — следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. мод…
Полное определение слова «ОБРАЗ» Различают следующие виды образных явлений. 1. О. восприятия (син. перцептивный О., перцепт) — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. О. представления (см. Представление , Представления памяти). 3. О. воображения (син. фантазия) — вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение ). 4. Послеобраз (син. последовательный О.) — следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. мод…