ОБИДА -ы, ж.
• 1. Несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого-н. В тесноте, да не в обиде (посл.). Не в обиду будь сказано (пусть не покажется обидным; разг.). Не дать в обиду кого-н. (не дать обидеть; разг.).
• 2. а знач. сказ. О досадном, обидном случае (разг.). Опоздал, такая (какая, вот) о.!
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ОБИДА
обиды, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление. Соседям то и дело наносил обиды смело. Пушкин. Не вынесла душа поэта позора мелочных обид. Лермонтов. - Вот это обида! Обида кровная. А. Острвскй. Проглотить обиду. Не в обиду будь сказано. Поговорка. В тесноте, да не в обиде. Пословица. 2. Убыток (обл.). Не давать в обиду кого-что - заступаться за кого-н., не позволять причинить ущерб, обиду кому-н. Они не дадут меня в обиду. Тургенев.
Толковый словарь Ефремовой
ОБИДА
ж.
1) Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.
2) Чувство, вызванное таким огорчением.
1) Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.
2) Чувство, вызванное таким огорчением.
Толковый словарь В. И. Даля
ОБИДА
ж. обижда ряз. тул. всякая неправда, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняеть боль, убыток или поношение. Кривосуд обида; брань, побои обида; насмешка, дурной отзыв о ком; лишение кого достояния, имущества, барышей и пр. Всякому своя обида горька. За шутку не сердись, в обиду не вдавайся. Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках. В тесноте живут люди, а в обиде гибнут. Чужая обида (беда, нагота) не разжива. Человек в обидах, праведник во рвинах (пророк Даниил). Обидное житье, плохое. Обидный приговор, почитаемый неправым. Обидные речи, оскорбительные, неправо кого осуждающие. Обидная цена, убыточная. Все это мне обидно слушать. Обидная грамота, стар. жалоба, прошенье. Обадновато жалуете, мало даете. Обидны (или победны) в поле горох да репа; завидны в мире вдова да девка. Обидимый, обижаемый, терпящий обиду от обидящего, обижающего, обидчика, -чицы, обидителя, обижателя. Всяк обидимый прощай обидящему. Наши обидчики несудимы. Обидящая свеча, по поверью, на погибель обидевшего, ставится комлем вверх, на что осуждающие это говорят : На зло молящему несть услышания. Обидчикова воля сильнее. От мира челобитчик, а сам (я) никому не обидчик. Обидливый человек, склонный к обидам, нередко обижающий других. Употреб. вм. обидный и вм. обидчивый, пск. обидкий, склонный принимать все за обиду, обижаться, оскорбляться. С обидчивым соседом тяжело водиться. Обижать, обиждать, обидеть (обеждать, обедить?) кого, наносить, творить обиду, оскорблять, причинять кому неправо неприятность. На обидящего Бог. Бог рассудит, никого не обидит. Не обидь малого, не попомнит старый. Обидеть легко, да душе каково? Кого свет видел (кем свет увидел), того и обидел. Себя обидь, а людей не обижай. Судьба моя, судьбина! ведь ты ко мне, погляди на меня, кого ты обижаешь? Бедного обижать, себе добра не желать (или : гибели искать). Люблю того, кто не обидит никого. Бог видит, кто кого обидит (или : кто кого любит). Кто кого обидит, того Бог ненавидит. Обиженного обижать - двойной грех. -ся, быть обижаему; ос…
Полное определение слова «ОБИДА» Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ОБИДА
Обида личная
(injuria римского права) ≈ О. личная, как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания того, что данное действие может причинить оскорбление. Обида личная может состоять как в непосредственном проявлении неуважения, направленном прямо на данную личность, так и во всяком сознательном вторжении в чужую правовую сферу, личную или имущественную, какие бы непосредственные цели ни преследовал обидчик. От других правонарушений, в которых также существует вторжение в чужую правовую сферу (кража, грабеж, обман и т. д.), О. личная отличается (помимо отсутствия корыстного намерения) тем, что обидчик не скрывает противозаконности своего действия и его последствий, открыто совершая акт О. и рассчитывая на малодушие или робость того, кого касается данное действие. В бытовом языке понятие О. точно определяется указанием на то, что обидчик "позволяет себе" больше, чем должен, совершает поступок "дерзкий", "наглый", "нахальный" по отношению к другой личности. Понятие О. личной в этом смысле подробно разработано римскими юристами, пользовавшимися иском из О. (actio in juriarum), как средством борьбы со всякого рода противозаконными действиями в области гражданского права, которые не могут быть парализованы прямыми средствами гражданско-правовой защиты. Препятствия, оказываемые одному лицу другим в пользовании благами, состоящими в общем обладании, правонарушения, возникающие из соседских отношений и не укладывающиеся в иски из сервитутного права, целый ряд действий, связанных с исполнением договоров, но не подходивших под существующие договорные иски и т. д., находили себе отпор в actio juriarum aestimatoria. При этом иске истец имел право сам оценить размер причиненного ему ущерба и определить размер пени, взыскать которую в свою пользу он считал необходимым для восстановления своей чести; судья, с…
Полное определение слова «ОБИДА» (injuria римского права) ≈ О. личная, как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания того, что данное действие может причинить оскорбление. Обида личная может состоять как в непосредственном проявлении неуважения, направленном прямо на данную личность, так и во всяком сознательном вторжении в чужую правовую сферу, личную или имущественную, какие бы непосредственные цели ни преследовал обидчик. От других правонарушений, в которых также существует вторжение в чужую правовую сферу (кража, грабеж, обман и т. д.), О. личная отличается (помимо отсутствия корыстного намерения) тем, что обидчик не скрывает противозаконности своего действия и его последствий, открыто совершая акт О. и рассчитывая на малодушие или робость того, кого касается данное действие. В бытовом языке понятие О. точно определяется указанием на то, что обидчик "позволяет себе" больше, чем должен, совершает поступок "дерзкий", "наглый", "нахальный" по отношению к другой личности. Понятие О. личной в этом смысле подробно разработано римскими юристами, пользовавшимися иском из О. (actio in juriarum), как средством борьбы со всякого рода противозаконными действиями в области гражданского права, которые не могут быть парализованы прямыми средствами гражданско-правовой защиты. Препятствия, оказываемые одному лицу другим в пользовании благами, состоящими в общем обладании, правонарушения, возникающие из соседских отношений и не укладывающиеся в иски из сервитутного права, целый ряд действий, связанных с исполнением договоров, но не подходивших под существующие договорные иски и т. д., находили себе отпор в actio juriarum aestimatoria. При этом иске истец имел право сам оценить размер причиненного ему ущерба и определить размер пени, взыскать которую в свою пользу он считал необходимым для восстановления своей чести; судья, с…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ОБИДА
Обида личная в уголовном праве
или О. в узком смысле ≈ есть вид оскорбления чести, отличающийся от клеветы и диффамации (см.) тем, что он предполагает оскорбление путем непосредственного обращения (или обхождения). В римском праве понятие чести или достоинства (existimatio) служило выражением идеи полноправности римского гражданина. Отсюда вытекало отрицание existimatio в отношении рабов, иноземцев и лишенных гражданства, а с другой стороны ≈ взгляд на О. как на деяние частноправовое и назначение за нее лишь денежной пени в пользу потерпевшего. Древнегерманское право, напротив, смотрело на честь как на выражение нравственного значения личности, сообразно принадлежности данного лица к тому или иному социальному классу. Следствием такого взгляда было стремление расширять понятие О., отнесением к этой области случаев насилия и легких телесных повреждений, и назначение за О. наказаний, имеющих публичный характер. Из современных европейских законодательств всего ближе стоит к системе римского права английское, предоставляющее обиженному, при словесных О., обращаться с иском в гражданский суд; все остальные преследуют всякого рода О. только в уголовном порядке и всегда облагают уголовными наказаниями ≈ или ими одними (кодексы французский, бельгийский, итальянский, голландский и венгерский), или вместе с уплатой известной денежной суммы в пользу потерпевшего (германский и проект австрийского); но эта уплата, по толкованию немецких криминалистов, не служит возмездием за нанесенное оскорбление, а является особой формой вознаграждения за вред. В русском древнем праве наказание за О. имело исключительно характер частного вознаграждения, в форме присуждения бесчестья. Позднее, наряду с определениями о личных О., получили развитие постановления о посягательствах на родовую честь, и эти посягательства, во времена местничества считавшиеся высшей формой оскорбления, влекли за собой уголовное наказание. Уложение 1649 г. исходной точкой в отношении О. приняло принцип служилого достоинства, за всякое умаление к…
Полное определение слова «ОБИДА» или О. в узком смысле ≈ есть вид оскорбления чести, отличающийся от клеветы и диффамации (см.) тем, что он предполагает оскорбление путем непосредственного обращения (или обхождения). В римском праве понятие чести или достоинства (existimatio) служило выражением идеи полноправности римского гражданина. Отсюда вытекало отрицание existimatio в отношении рабов, иноземцев и лишенных гражданства, а с другой стороны ≈ взгляд на О. как на деяние частноправовое и назначение за нее лишь денежной пени в пользу потерпевшего. Древнегерманское право, напротив, смотрело на честь как на выражение нравственного значения личности, сообразно принадлежности данного лица к тому или иному социальному классу. Следствием такого взгляда было стремление расширять понятие О., отнесением к этой области случаев насилия и легких телесных повреждений, и назначение за О. наказаний, имеющих публичный характер. Из современных европейских законодательств всего ближе стоит к системе римского права английское, предоставляющее обиженному, при словесных О., обращаться с иском в гражданский суд; все остальные преследуют всякого рода О. только в уголовном порядке и всегда облагают уголовными наказаниями ≈ или ими одними (кодексы французский, бельгийский, итальянский, голландский и венгерский), или вместе с уплатой известной денежной суммы в пользу потерпевшего (германский и проект австрийского); но эта уплата, по толкованию немецких криминалистов, не служит возмездием за нанесенное оскорбление, а является особой формой вознаграждения за вред. В русском древнем праве наказание за О. имело исключительно характер частного вознаграждения, в форме присуждения бесчестья. Позднее, наряду с определениями о личных О., получили развитие постановления о посягательствах на родовую честь, и эти посягательства, во времена местничества считавшиеся высшей формой оскорбления, влекли за собой уголовное наказание. Уложение 1649 г. исходной точкой в отношении О. приняло принцип служилого достоинства, за всякое умаление к…
Орфографический словарь Лопатина
ОБИДА
оби́да, -ы
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ОБИДА
огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор. Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды – личности. // "Княгиня не могла переварить этот афронт". Тург. Ср. <Гонение, Неприятность> . См. неприятность
|| не в обиду будь сказано, не дать в обиду, проглотить обиду, промолчать обиду
|| не в обиду будь сказано, не дать в обиду, проглотить обиду, промолчать обиду