Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ОБЕТ -а, м. (высок.). Торжественное обещание, обязательство. Дать, произнести о. Нарушить о. О. молчания.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
обета, м. (книжн.). обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных побуждений. Уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет. Лермонтов. Я не давал обета безбрачия. А. Острвскй. Ѓ Зарок, обещание (устар.). Давши обет сохранять мир, нарушает его. Жуковский.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Обещание, обязательство, налагаемое на себя из религиозных соображений.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ на языке христианского нравственного учения есть данное Богу обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в узком смысле слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным И. Христу и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо должности и т. п. К О. в узком смысле относятся обещания совершить какое-либо особое дело, например, по вполне успешном окончании какого-либо предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще разделяют О. на личные (например, О. поста, воздержания и т. п.) и вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают (протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро, насколько достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О., служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарной и педагогической мерой, полезной для приобретения навыка в добре. В этом смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор., 7, 8, 38; Исх., XIX, 21; Псал., 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем примерах. С О. в сущности тожественны "добрые намерения", твердо и открыто выраженные перед обществом, например намерение соблюдать трезвость и т. п. Содержание О. должно быть нравственно и физически возможно и не должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О. Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право располагать собой и своей собственностью. Неисполнение свободно данного О. составляет тяжкий грех перед Богом (Второзак., XXIII, 21-22; Л…
Полное определение слова «ОБЕТ»
Этимологический словарь Фасмера
обе́т
•род. п. -а, др.-русск., ст.-слав. обѣтъ ὑπόσχεσις (Супр.), чеш. оbět᾽ "жертва", слвц. оbеt᾽ – то же. Из *оb- и *větъ "изречение" (заве́т, приве́т), др.-русск. вѣтъ "договор, совет"; см. Мi. ЕW 388; Преобр. I, 634; см. также выше, вет. Отсюда обеща́ть (см.).