Мэр (Вермэр)
(van der Meer, Vermeer) ≈ фамилия трех голланд. живописцев: 1) Ян ван дер М. Старший, или Гарлемский (1628≈91), ученик Якоба де Вета, писал или панорамические виды с вершины гарлемских дюн на низменности, поросшие кустарником или покрытые пажитями, ≈ картины, по большей части, сильно освещенные, мягкие в частностях, но ясные и определенные в целом, или же лесные виды, широко исполненные, живописные по мотивам, теплые, солнечные, коричневатые по тону и походящие иногда на произведения Деккера. Работы ван дер М. в первом роде можно видеть в Мюнхенской пинакотеке, в галерее кн. Лихтенштейна, в Вене, Сюермондском музее, в Ахене, и в Имп. Эрмитаже ("Вид на берегу озера" и "Голландская деревня"). Переход от первого направления художника ко второму ≈ превосходный "Вид на деревню Нордвейк с дюн", в Роттердамском музее, и "Лесная дорога", в Мюнхенской пинакотеке. Панорамические виды ван дер М. Гарлемского встречаются почти исключительно в Германии: три находятся в Берлинском музее, по одному в Дрезденской и Брауншвейгской галереях. 2) Ян ван дер М. Младший (1656≈1705), живописец и гравер, сын и ученик предыдущего, подвергшийся влиянию Кл. Берхема. В своих пейзажах М. является уже художником времен упадка голландской школы живописи. Образцом его произведений может служить "Итальянский вид", принадлежащий Императ. Эрмитажу. 3) Ян ван дер М. Дельфтский (1632≈75), жанрист и пейзажист, ученик К. Фабрициуса, окончательно развившийся под непосредственным влиянием Рембрандта. Содержание его картин обыкновенно очень несложно: они изображают то улицу, то внутренность горницы, с одной или двумя фигурами, иногда человеческую голову, писанную с натуры; но он является в них первоклассным мастером, благодаря своему искусству передавать природу с удивительной точностью, своей свободной и легкой манере исполнения, в особенности же благодаря своему умению превосходно разыгрывать освещение. Произведения Дельфтского ван дер М. встречаются довольно редко и ценятся очень высоко. В их числе ≈ "Девушка читает письмо" (в Дрезденской галерее), "Сельский дом" (в Берлинском музее), "Художник в своей мастерской" (в Галерее гр. Чернина, в Вене), "Молочница" (в Галерее Сикса, в Амстердаме), "Дама в синем платье" (в Амстердамском городском музее), "Дама с перламутровым ожерельем" (в Берлинском музее). А. Н ≈ в.