Большой российский энциклопедический словарь
МОЗА́ИКА (франц. mosaique), изображение или узор, выполненный из цв. камней, смальты , керамич. плиток и т.д.; разновидность монумент. живописи, используемая преим. для украшения зданий. Возникла в антич. эпоху.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
МОЗАИКА -и, ж.
• 1. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. М. из стекла. Детская м. (набор из кусочков твёрдого материала для выкладывания узоров). М. из цитат (перен.: о злоупотреблении цитированием; неодобр.).
• 2. Искусство составления таких узоров. Заниматься мозаикой. II прил. мозаичный, -ая, -ое. Мозаичная плитка.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
мозаики, ж. (ит. mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).
Толковый словарь В. И. Даля
мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мозаика листьев
≈ наблюдается часто у двудольных растений, живущих в тени, и состоит в том, что листья разной величины, помещаясь в одной плоскости, располагаются в ней так, что все промежутки между большими листьями заполняются маленькими, и таким образом все листья соприкасаются друг с другом своими краями. Такое расположение листьев, устраняя затенение одних листьев другими, позволяет растению улавливать весь падающий на его листовую поверхность свет при минимальной затрате строительного материала. Хорошим примером такой мозаики служит плющ, стелющийся по земле в чаще леса. Его пятилопастные листья располагаются так тесно, что даже вырезки в листьях заполнены вдвинувшимися в них лопастями других листьев. В нижних и средних горизонтально растущих ветвях вяза листья тоже заполняют всю образуемую ими плоскость, при чем здесь такая совершенная мозаика достигается несимметричным строением листа.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(от греческого ≈ μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. ≈ opus musivum, итальянск. ≈ musaico, франц. ≈ mosa ï que, старинное русское ≈ мусия) ≈ в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея. МОЗАИКА. 1. Средняя часть древнеримского мозаичного пола (приблизительно V в. по Р. Х.). 2. Древнеримская мозаика времен Империи. 3. Стенная мозаика в базилике Сан Клементе в Риме (XII ст.). 4. Стеклянно-мозаичная орнаментация одной из арок свода в константинопольском храме св. Софии. 5. Мозаика работы Сальвиати в Виндзорском замке (XIX ст.). 6. Мраморное мозаичное украшение алтаря в ц. Сан Доменико в Мессине (эпохи Возрождения). 7. Стеклянная мозаика в венецианском соборе св. Марка (XI ст.). Таким образом, М. бывает каменная, стеклянная, деревянная (называемая также интарсией), из раковин (rocaille), из кожи и др. веществ. В более тесном смысле, М. называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (т. наз. смальта). М. такого рода распадается на две главные отрасли. В первой вся поверхность картины ≈ рисунок, фигуры, околичности, орнаменты и самый фон ≈ слагается из кубиков или небольших столбиков, имеющих приблизительно одинаковую величину и однообразную форму и представляющих с лицевой стороны своей преимущественно квадратную плоскость; кубики и столбики прилаживаются сколь возможно ближе один к другому в лежащем под ними цементе, заполняющем собою также и промежутки между ними, и затем образованная ими поверхность либо шлифуется, либо оставляется шероховатою (последнее в том случае, если работа рассчитана на то, чтобы производить эффект на дальнем расстоянии). К этой отрасли, которую можно назвать набо…
Полное определение слова «МОЗАИКА»