Большой российский энциклопедический словарь
МИ́ТРА (от греч. mitra - головная повязка), высокий головной убор высш. правосл. и католич. духовенства.
Большой российский энциклопедический словарь
МИ́ТРА, в др.-вост. религиях бог солнца, один из гл. индоиран. богов, бог договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
МИ́ТРА -ы, ж. Позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства и нек-рыми заслуженными священниками.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
митры, ж. (греч. mitra - головная повязка) (церк.). Позолоченный и украшенный головной убор епископов и заслуженных священников в православной церкви, употр. во время богослужения.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
Позолоченный и украшенный религиозными эмблемами высокий с круглым верхом головной убор высшего православного и католического духовенства, обычно надеваемый при полном облачении во время богослужения.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Бог солнца, договора, согласия, покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми (в древневосточных религиях).
Толковый словарь В. И. Даля
ж. архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении. Родовое название морских улиточных раковин. Митровый, к ней относящийся. Митрополит м. высший духовный сан в России; в епархиях столичных и в киевской управляют митрополиты. -тов, ему принадлежащ. -тский, -личий, к нему относящийся. Митропольство, -литство ср. сан или округ митрополита, митрополия ж. что также означает вообще столицу. Митропольщина стар. барщина на митрополита, земские доходы его.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Митра головной убор
≈ у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. ≈ род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность, такая повязка носила название στέφανος, corona, κίδαρος, диадема. С течением времени повязка, удлиняясь кверху, образовала род шапки с открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал делать на М. украшения в виде вышивок разного рисунка, особенно же священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень низкая, обнимая спереди лишь один лоб; с XII в. она получает вид двурогой короны, какая на изображениях вещественных памятников христианской древности усвояется трем еврейскими отрокам в вавилонской пещи. М. считалась настолько существенной принадлежностью епископа, что они ею клялись, слово corona, которым переводилось μίτρα, у латинян обозначало самый сан епископский. С конца XI в. на Западе М. стали усваивать и аббатам монастырей. В восточной церкви епископская М. с XI в. стала пониматься как подобие императорской короны и получила символическое значение (епископ ≈ образ царя-Христа), напоминая также о терновом венце Распятого и о том "сударе" (Иоан., XX, 7), которым была обвита глава Погребенного. С течением времени изменилась и ее форма: она стала закрытой сверху, кверху расширяющейся и круглой "епископской шапкой". В России, со времени Московского собора 1667 г., "серебряные золотые шапки, подобные М. (епископским)" ста…
Полное определение слова «МИТРА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Митра древнеиндийское божество
(Mitra) ≈ древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. е. известное народу-предку индийцев и иранцев. Веды (см.) представляют М. постоянным спутником верховного бога Варуны (см.), стоящего во главе семи великих богов Адитиев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти ≈ М., как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев , с Варуной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах, однако, существует представление, что М. владычествует над днем и солнцем, а Варуна ≈ над ночью; но вообще первоначальный солярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Мифре (см.) световое божество. Как бог солнца М. уступил свое место богу Сурье, и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света ≈ правды и добродетели. Однако следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, а Варуне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне ≈ темноцветное. Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще богов Адитиев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов ≈ громовника Индры и бога огня Агни. Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитиев, Варуна, близко напоминает иранского Агурамазду; спутник Варуны ≈ М. соответствует иранскому сол…
Полное определение слова «МИТРА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Митра род брюхоногих моллюсков
(Mitra) ≈ род брюхоногих моллюсков из семейства митровых (Mitridae), принадлежащего к группе узкоязычных (Rhachiglossa). Семейство отличается гладкой веретенообразной раковиной, с высоким острым завитком, малым продолговатым отверстием и складками на веретене (columella). Крышечка, если есть, ≈ мала; хобот необыкновенно длинен; глаза на щупальцах или при их основании, нога мала и широка; сифон короток; зубчатка (radula) из трех продольных рядов (боковые ≈ гребневидны). Главный род М. имеет узкое впереди вырезанное отверстие, веретено с косыми складками, из которых верхние самые большие. Весьма многочисленные виды живут почти исключительно в тропических морях; в ископаемом состоянии известны из средних меловых отложений. Епископская М. (М. episcopalis L.) ≈ гладкая, белая, с красными пятнами, из которых нижние четырехугольные и расположены поперечными рядами, верхние неправильны, на веретене 4 складки. Длина 11 стм. Водится в Ост-Индии, на Филиппинских островах, один из обыкновеннейших видов. Папская M. (M. papalis L.), с поперечными линиями, покрытыми вдавленными точками; белого цвета с частыми красными пятнами, образующими неправильные поперечные ряды; на верхнем крае оборотов зубообразные складки; на веретене 5 складок. Длина 11≈13 стм. Водится там же, обыкновенна. Н. Кн.
Этимологический словарь Фасмера
ми́тра
•"архиерейский головной убор". Из греч. μίτρα "повязка на голову"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 126.
Большой русско-английский словарь
жен.
церк. mitre
ж. церк. mitre