Толковый словарь В. И. Даля
(мiръ) м. вселенная; вещество в пространстве и сила во времени (Хомяков). Одна из земель вселенной; особ. наша земля, земной шар, свет; все люди, весь свет, род человеческий; община, общество крестьян; сходка. В последнем знач. мир бывает сельский и волостной. Класть на миру, давать приговор на сходке; на сельском миру бывает по мужику от дыма, на волостном миру или кругу по два хозяина от сотни. Миры, земли, планеты. Встарь считали годы от сотворения мира, нашей земли. Идти в мир или по миру, с сумою. На миру и смерть красна, на людях. Жить в миру, в мирских заботах, в суетности; вообще в свете; противопол. жизнь духовная, монашеская. Мир, Бог на помочь! оклик бурлаков. Волгою, при встрече судов; ответ : Вам Бог на-помочь! Мир волна. Мир золотая гора. В мире, что в море. В мире, что в омуте (ни дна, ни покрышки). Мир во зле (во лжи). На что мир ни зинет, то и гинет, о зависти. Глупый разум по-меру пускает.
см. мирить. Растение мир, Chenopodium bothrys, душистая лебеда, кудрявец.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(κόσμος, mundus, Welt) в собственно философском смысле ≈ связная совокупность множественного бытия в отличие от единого начала бытия (отсюда противоположение: Бог и М.). Далее, название М. переносится на всякую частную область бытия в каком-нибудь отношении однородного, так что говорится о различных М.: М. умопостигаемый и М. чувственный, М. идеальный и М. реальный, М. божественный и М. природный, М. небесный и М. земной и т. д. В обычном словоупотреблении всякое обобщение и собрание однородного называется М.: М. красоты, М. искусства, М. театральный и т. п. В первом, философском значении, как совокупность всей существующей множественности, понятие М. тождественно с понятием вселенной (или универса); принимаемое некоторыми писателями существенное различие между этими двумя понятиями не имеет достаточного основания. Вл. С.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир Божий
(Pax или Treuga Dei, Tr ewa Dei, Trê ve de Dieu, Gottesfriede) ≈ в средние века прекращение междоусобий в известные, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа дни недели (со среды вечера до понедельника утра), кроме того ≈ в важнейшие праздники, с их октавами и вигилиями (вечерни предыдущих дней), а также в назначенные церковью для размышления и молитвы времена сочельника и поста. Нарушение М. Б. каралось штрафами, доходившими до конфискации имущества, отлучением от церкви и даже телесными наказаниями. В М. Б. включены были и церкви, монастыри, капеллы и др., далее предметы, необходимые для земледелия, клирики, путешественники и женщины. М. Б. прежде всего введен был в Бургундии клюнийскими монахами. Во Франции он в 1041 г. был установлен для всего клира; позже его ввели в Италии, Испании, Англии и Германии. Урбан II на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. провозгласил М. обязательным для всего христианства; он позже был принят в каноническое право и в 1179 г. утвержден как всеобщее церковное правило. С прекращением великого церковного движения XI≈XII вв. М. Б. был забыт и на место его стал так называемый земский М. (см.). Ср. Kluckhohn, "Geschichte des Gottesfriedens" (Лейпциг, 1857); Semichon, "La paix et la trê ve de Dieu" (П., 1857). Следы Божьего М. встречаются и в древней истории России; так, Мономах уговаривает князей русских не проливать христианской крови в великий пост (см. Лешков, "О древней русской дипломатии", 1847).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир Божий
(Pax или Treuga Dei, Tr ewa Dei, Trê ve de Dieu, Gottesfriede) ≈ в средние века прекращение междоусобий в известные, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа дни недели (со среды вечера до понедельника утра), кроме того ≈ в важнейшие праздники, с их октавами и вигилиями (вечерни предыдущих дней), а также в назначенные церковью для размышления и молитвы времена сочельника и поста. Нарушение М. Б. каралось штрафами, доходившими до конфискации имущества, отлучением от церкви и даже телесными наказаниями. В М. Б. включены были и церкви, монастыри, капеллы и др., далее предметы, необходимые для земледелия, клирики, путешественники и женщины. М. Б. прежде всего введен был в Бургундии клюнийскими монахами. Во Франции он в 1041 г. был установлен для всего клира; позже его ввели в Италии, Испании, Англии и Германии. Урбан II на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. провозгласил М. обязательным для всего христианства; он позже был принят в каноническое право и в 1179 г. утвержден как всеобщее церковное правило. С прекращением великого церковного движения XI≈XII вв. М. Б. был забыт и на место его стал так называемый земский М. (см.). Ср. Kluckhohn, "Geschichte des Gottesfriedens" (Лейпциг, 1857); Semichon, "La paix et la trê ve de Dieu" (П., 1857). Следы Божьего М. встречаются и в древней истории России; так, Мономах уговаривает князей русских не проливать христианской крови в великий пост (см. Лешков, "О древней русской дипломатии", 1847).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир в юриспруденции
≈ этот термин означает два существенно различных понятия: 1) сельскую общину как единицу хозяйственную и юридическое лицо, стоящее на почве гражданского права (см. Община), и 2) сельское общество (см.) как низшую административную единицу, стоящую на почве публичного права. М. называется иногда и волостное общество крестьян, вследствие чего мирскими приговорами именуются приговоры как сельского, так и волостного схода.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир вечный
≈ как идеал человечества, по отношению к внутренним сношениям в известных территориальных единицах, нашел свое выражение в появлении государственной организации. По отношению к внешней жизни народов, до появления христианства, мы не находим предположений или попыток осуществления этого идеала, встречая, однако, родственный ему, но менее совершенный и, несомненно, менее осуществимый идеал всемирной монархии (см.). Народы древнего Востока искони жили под сенью теократии или деспотий, которые то замыкались сами в себе и игнорировали весь остальной мир, то вели друг против друга беспощадные истребительные войны. Греки не могли признавать вечного М. уже по своему отношению к варварам и вследствие постоянных внутренних раздоров; по утверждению Платона, "война ≈ естественное состояние народов". М., господствовавший в обширной Римской империи (Pax Romana), был связан с порабощением многочисленных племен и народов; он основывался на национальном эгоизме и силе и падением своим доказал лишь несостоятельность "всемирного государства". Установление христианством общечеловеческой нравственности, отрицание им различий национальных, обрядовых и общественных дало твердое принципиальное основание идее вечного М. Древнейшие христиане смотрели неодобрительно на войну и военную службу, видя самый тяжкий грех в лишении человека жизни. Лактанций думал, что правда и вражда между народами несовместимы и не должны жить рядом в душах верующих; Августин признавал идеалом христианства вечный М. Союз церкви с империей внес и в ее учение воинственность, но идея М. уже не была потеряна. Она была виновницей установления Божьего перемирия (см. Мир Божий), послужила основанием земскому М. (см.) и дала начало первым обществам друзей М. В 1182 году французский плотник Дюран основал братство М., привлекшее к себе скоро лиц из всех сословий. В XIII в. доминиканцы и минориты проповедовали М. в Италии. Соборы, созываемые церковью, являются предвестниками новейших дипломати…
Полное определение слова «МИР»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир искусства
≈ ежемесячный иллюстрированный художественный журнал; выходил в Петербурге с 1899 по 1904 г. Издат. кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтова, ред. С. П. Дягилев; с 1902 г. изд. С. П. Дягилев, он же и редактор вместе с Ал. Бенуа. В роскошно обставленном отделе художественном, посвященном произведениям как русских, так и иностранных мастеров, преимущественно новейших, принимали участие И. Репин, В. и Ап. Васенцовы, В. Поленов, В. Серов, М. Нестеров, И. Левитан, К. Коровин, А. Бакст, Лансере и мног. друг. Отдел художественно-промышленный был посвящен вопросам самостоятельной русской художественной промышленности; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства. В литературном отделе принимали участие Д. Мережковский (обширное исследование "Лев Толстой и Достоевский"), Минский ("Философские письма"), Шестов, Д. В. Философов, В. Брюсов, Бальмонт, А. Бенуа, В. В. Розанов, Зин. Гиппиус и друг. С 1903 г. при журнале выходило особое издание: "Хроника Mиpa Искусства", посвященное преимущественно художественной хронике. "М. искусства" был наиболее воинствующим из органов русского символизма.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир местечко Минской губернии
≈ местечко Минской губернии, Новогрудского уезда. В 1568 г. достался князьям Радзивиллам, давшим жителям разные привилегии и льготы. В XVIII в. сделался главным местом жительства цыган, которым покровительствовали Радзивиллы. В М. обыкновенно происходили выборы цыганского старшины или "короля". В XVII и XVIII столетиях М. был укреплен и часто подвергался нападению во время войн; в 1812 г. был взорван старинный мирский замок. Жителей 2897, дворов 284. Церковь, костел, магометанская мечеть, синагога и еврейские молитвенные дома, училища мужское и женское. В начале войны 1812 г. при отступлении нашей 2-й армии князь Багратион, желая дать отдых войскам около Несвижа, приказал атаману Платову, шедшему со своими казаками в арьергарде, задержать неприятеля у М. 27 июня Платов устроил впереди местечка засаду и, напав из нее на 3 полка польских улан, совершенно разбил их и преследовал на расстоянии 15 верст. 28 июня прислано было в подкрепление Платову 16 эскадронов под начальством генерал-адъютанта Васильчикова. Войска эти были атакованы 6 полками неприятельской конницы, но при содействии казаков снова нанесли противнику совершенное поражение. Эти два блистательных кавалерийских дела дали 2-й армии время спокойно отдохнуть у Несвижа до вечера 28 июня.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир у татар
(сокращ. из амир, эмир ) ≈ князь, господин, начальник; так называют среди татар потомков Магомета.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Мир харьковский журнал
≈ ежемесячный политический, литературный, ученый и экономический журнал, издававшийся в Харькове в 1881≈82 гг. Редактор A. П. Шимков, издатель В. А. Сыхра. Преобладали беллетристический и критический отделы. Всего вышло 6 книжек.
Этимологический словарь Фасмера
•род. п. -а, укр. мир "весь мир, народ, спокойствие, согласие", др.-русск., ст.-слав. миръ εἰρήνη, κόσμος (и то и др. в Остром., Супр.), болг. мир(ъ́т) "мир, спокойствие, свет", сербохорв. ми̑р, род. п. ми́ра "мир, покой", словен. mȋr – то же, чеш. mír "мир, покой, спокойствие, согласие", польск. mir, в.-луж., н.-луж. měr – то же. Первонач. основа на -u, следы которой имеются в ст.-слав. и др.-чеш.; см. Гебауэр, НМ 3, 1, 334; Мейе, RS 6, 131.
•Родственно др.-лит. mieras "мир, спокойствие", лтш. miêrs – то же, далее алб. mirë "хороший" (Педерсен, KZ 33, 541; Фасмер, Stud. alb. Wf. 1, 43 и сл.), др.-инд. mitrás "друг", далее см. ми́лый; см. Мейе, Ét. 404; М.–Э. 2, 654; Эндзелин, СБЭ 197; Бернекер 2, 60 и сл.; Траутман, ВSW 175; Брандт, РФВ 22, 257. Знач. "сельская община" развилось из "мир, мирное сообщество", ср. гой, изго́й; см. Бернекер, там же; В. Шульце, Kl. Schr. 201.