Министерство путей сообщения (дополнение к статье)
≈ 3 мая 1899 г. утверждено временное учреждение мин-ва, согласно которому мин-во составляют: 1) министр; 2) товарищ министра (с 1905 г. ≈ 2); 3) совет министра; 4) совет по железнодорожным делам; 5) инженерный совет; 6) управление железных дорог; 7) инспекция Императорских поездов; 8) управление по сооружению железных дорог; 9) управление водяных и шоссейных сообщений и торговых портов; 10) отдел по испытанию и освидетельствованию заказов мин-ва и паровых котлов на судах; 11) канцелярия м-ра, с отделом по отчуждению имуществ; 12) учебный отдел; 13) отдел статистики и картографии. В распоряжении м-ра состоят главный и старшие инспекторы путей сообщения и торговых портов, юрисконсульт, его помощники, чиновники особых поручений и секретарь. Образованные при всех трех управлениях комитеты имеют значение совещательных органов. При комитете управления железных дорог состоит техническое совещание. При местных управлениях казенных железных дорог образованы советы, для рассмотрения дел, имеющих хозяйственно-коммерческое значение. В 1902 г. учрежден временный комитет для распределения между заводами заказов на подвижной состав, рельсы, скрепления и другие железнодорожные принадлежности. С учреждением в ноябре 1902 г. главного управления торгового мореплавания и портов (см.), в состав последнего выделен из управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов отдел торговых портов, и управление переименовано в управление внутренних водных путей и шоссейных сообщений. После князя М. И. Хилкова министром путей сообщения состоит К. С. Немешаев, с 28 октября 1905 г. См. С. М. Житков, "Краткий исторический очерк развития и деятельности ведомства путей сообщения за сто лет его существования (1798 ≈ 1898)" (СПб., 1898).