≈ массивное колесо, прикрепляемое к одному из вращающихся валов машины для регулирования ее движения. Каждый вращающийся вал машины (напр. приводимый в движение кривошипом и шатуном, соединенным с поршневым штоком паровой машины) совершает периодическое движение. Работа, расходуемая за один полный период двигателем, равна работе всех сопротивлений. Но в течение периода такого равенства может и не быть. Когда работа двигателя превосходит работу сопротивлений, то движение ускоряется; в противном случае оно замедляется. Если на вал насажен М., то когда работа двигателя берет перевес над работой сопротивлений, часть этого избытка работы идет на ускорение вращения массивного махового колеса, и потому движение всей машины ускоряется менее сравнительно с тем, на сколько бы оно ускорилось без М. Наоборот, когда работа двигателя становится менее работы сопротивлений, то без М. получилось бы довольно значительное замедление хода машины, с маховиком же оно будет не так значительно, потому что накопившаяся живая сила М. перейдет частью в работу, подгоняя ход машины. Таким образом, М. магазинирует в себе избыток работы двигателя в виде живой силы и отдает ее машине, когда работа сопротивлений берет перевес. Представим себе вал, вращающийся с периодической скоростью, и пусть период совпадает с полным оборотом вала, так что угловая скорость
w изменяется в течение периода, но к концу его приобретает прежнюю величину. Пусть
М работа двигателя,
R работа сопротивлений, считаемые за полный период; тогда
М =
R. Пусть
w" есть наибольшее и
w' наименьшее значение скорости
w. Теорема живых сил дает:
1 /
2 J'(w" 2 -w' 2 )=M'-R' , где
J ≈
момент инерции, М' и
R' ≈ работа двигателя и сопротивлений за время, в течение которого вал переходит из положения, соответствующего
w' в положение соответствующее
w". Заменив в этой формуле разность квадратов произведением суммы на разность, получим
1 Полное определение слова «МАХОВИК»
Орфографический словарь Лопатина
махови́к, -а́ (колесо)